6А,В, русский язык

 25.12.23.

Тема: Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик(-щик), § 55

  • Цель: вспомнить правило «Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик(-щик)».

Задачи:

  • сформировать представление о чередовании ч и щ в суффиксах существительных;
  • узнать особые случаи правила;
  • применять правило на письме, руководствуясь алгоритмом.

1. Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слова, называющие профессию, образованы с помощью определённого суффикса. Например: резч..ик, лёт..ик, объезд..ик, бан..ик и другие. Какие суффиксы хочется здесь написать? Это -чик(-щик).

Но возникает вопрос: какую букву писать в суффиксе: ч или щ?

Попробуем вместе сформулировать правило. Для этого посмотрим на слова.

Лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик, каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик.

Выделим в них суффиксы и поделим на две группы.

лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик

каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик

От чего зависит правописание суффикса? Для этого посмотрим, какие основы имеют эти слова: лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик. Сравним их с похожими: паркетчик, разведчик, приказчик, доносчик, обтяжчик. Какую закономерность можно увидеть? Все эти слова перед суффиксом имеют буквы д, т, з, с или ж. Значит, часть правила мы можем сформулировать: после основ на д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик.

Вернёмся к другим словам: каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик. В них мы видим суффикс -щик. Следовательно, вторая часть правила звучит так: после других букв – -щик.

В этом правиле есть несколько особенностей. Например, слово стекольщик. Перед суффиксом появился ь, так как это связано с правилом «Правописание ь в середине слова». Ь пишется перед м, к, г, б, ш и после л[л’]. Например: кровельщик.

Другая особенность заключается в типе суффикса. Давайте сравним слова вагончик и разметчик. Что обозначает каждое из них? В первом случае слово образовалось от слова вагон с помощью суффикса -чик. Только что мы узнали, что после основ на  должен писаться -щик. Но отчего здесь нужно писать иначе? Давайте обратимся к лексическому значению этих слов. Что обозначают ранее взятые для анализа слова лётчик, объездчик, грузчик, переписчик и другие? Все они обозначают профессию. А что обозначает слово вагончик? Это маленький вагон. А не профессия. Следовательно, перед нами омонимичные суффиксы -чик профессии и уменьшительно-ласкательные. Поэтому, работая с правилом, нужно обращать внимание на значение слова.

В правиле есть ещё один подводный камень. Например, как бы вы написали слово бриллиант..ик – через ч или щ? Руководствуясь правилом, смотрим на значение. Это профессия, следовательно, смотрим на букву в конце основы – т. По правилу мы пишем -щик, но в словаре бриллиантщик. С чем это может быть связано? Слово однозначно не исконно-русское, перед суффиксом две согласных, одна из них т. В таких словах пишется -щик. Например, флейтщик.

Необходимо помнить ещё про одну особенность этого правила. Для понимания посмотрим слово казатчина (крестьянское движение), образованное от казак, основа которого оканчивалась на к. Но в слове казатчина мы видим букву т. Это связано с фонетическими особенностями: к, ц, ч перед -чик меняются на т.

Потренируемся в написании.

Развод..ик – тот, кто занимается разведением чего-либо.

Подбор..ик – тот, кто занимается подборкой.

Добыт..ик

Буфет..ик

Извоз..ик

Стакан..ик

Размер..ик

Первое, что нужно сделать, – отделить профессии от слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Здесь есть 2 таких слова – стакан..ик и размер..ик, поэтому в них -чик: стаканчик и размерчик. В оставшихся словах ищем основу и делим на 2 группы:

разводчик, добытчик, буфетчик, извозчик

подборщик

В первой группе мы пишем -чик, а во второй – -щик.

2. Работа с учебником. § 55, выучить правило на стр. 158,

выполнить упр. 338

3.Перейти по ссылке и посмотреть видеоурок https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6970/20200507133732/OEBPS/objects/e_russ_6_47_1/5dceeae0e200247758101fb8.mp4

4. Д.з - §, 55, упр. 338,342

6А - дополнительное задание в тренажерах (см. информацию в группе)




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

9б класс, литература

10 класс, литература. План анализа лирического произведения