7А класс, русский язык

  10.01.23.

Тема: Степени сравнения наречий

Цели урока:

• ознакомиться с образованием сравнительной и превосходной степеней наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;

• уметь  образовывать, находить и различать степени сравнения наречий;

• уметь различать сравнительную степень прилагательного и наречия


1. Материал для самостоятельного изучения

 Степени сравнения наречий. 

Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Например:

красиво танцевать – исходная форма;

танцевать красивее (более красиво) – сравнительная степень;

красивее всех – превосходная степень.

Таким образом, наречия образа действия на о, образованные от качественных имен прилагательных, могут иметь две степени сравнения: сравнительную и превосходную..

Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше летать).

Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную. 

Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано – раньше.

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания исходной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:

бежать быстрее всех;

любить сильнее всего.

Простые формы наречий с суффиксами -ейше, -айше встречаются крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь и т.д.

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании.

Задание. Определите часть речи выделенных слов. 

Теперь лицо друга стало веселее (прилагательное).

Весной солнышко светит веселее (наречие).

      Закрепление нового материала.

Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий. 

Образец:

взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.

Холодно – холоднее (более холодно) – холоднее всего.

Жарко – жарче (более жарко) – жарче всего.

Сладко – слаще (более сладко) – слаще всего.

Интересно – интереснее (более интересно) – интереснее всего.

Радостно – радостнее (более радостно) – радостнее всего.

    Возьмите на заметку! Теоретический материал. 

Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:

имя прилагательное

наречие

1) обозначает признак предмета

1) обозначает признак действия;

2) относится к имени существительному

2) относится к глаголу

3) отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3) отвечает на вопросы как? каким образом?

4) в предложении выступает в роли сказуемого: Наше озеро (какое?) глубже реки.

4) в предложении выступает в роли обстоятельства: Аквалангист нырнул (как?) глубже расставленных сетей.

        Закрепление нового материала.

Задание. Выразительно прочитайте стихотворение Н.Языкова. Чем являются выделенные слова – наречием или прилагательным? 

Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей (прилагательное),

Там радостней (прилагательное) весна златая,

Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,

Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),

Там сладостней (наречие) журчит поток,

Там соловей поет звучнее (наречие),

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).

III. Тренировочные упражнения.

1. Сравнительная и превосходная степени. 

Задание. В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.

Степени сравнения наречий

 

сравнительная

превосходная

 

простая

составная

простая

составная

печально

 

 

 

 

интересно

 

 

 

 

звонко

 

 

 

 

низко

 

 

 

 

строго

 

 

 

 


2. Видеоурок по ссылке 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2270/main/


3. Дом. задание: 

1. стр. 97-99, п. 36, изучить и запомнить материал 

2. Заполнить таблицу (см. выше "Степени сравнения наречий") в тетради 

3. Упр. 234 письменно в тетради



Руфия Фазлиева приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom. Тема: Zoom meeting invitation - Zoom Meeting Руфия Фазлиева Время: 10 янв. 2023 01:30 PM Екатеринбург Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/7295676025?pwd=bkhtRlNxL3E3SnZCTU1oSFNHcHJNQT09 Идентификатор конференции: 729 567 6025 Код доступа: 1















Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

9б класс, литература

10 класс, литература. План анализа лирического произведения