6в класс, литература
11.11.21.
Тема: Тема красоты и гармонии в балладе М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"
Цель: выразительное чтение и анализ баллады Михаила Лермонтова «Три пальмы».
В балладе Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» затрагивается тема нарушения гармонии человека с окружающим миром. Это произведение заставляет задуматься о ценностях мира вокруг нас, о мотивах собственных поступков и о нашем предназначении.
ВСПОМНИТЕ!!!
Баллада – стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему с напряженным сюжетом.
Гипербола – преувеличение.
Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются.
Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций.
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Стихотворение – художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.
Тропы (изобразительные средства) – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.
Эпитет (от др.-греч. «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
1. Материал для самостоятельного изучения
Вопросы о смысле человеческой жизни и о месте человека в мире волновали писателей и поэтов во все времена. Как об этом рассуждает знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Три пальмы»?
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли...
Поэт передаёт яркие краски восточной природы, «степи аравийской земли», необычную эпическую картину: в пустыне – единственный оазис.
«Три гордые пальмы» – главные героини стихотворения, которые растут в пустыне, где ещё ни разу не ступала нога человека.
Жанр восточной притчи (сказания) придаёт балладе «Три пальмы» статус народной мудрости. Оно было создано в 1838 году, а напечатано в 1839 в журнале «Отечественные записки».
Количество пальм (три – библейская символика) ассоциируется с чувством, разумом и волей. Деревья полны сил и энергии, но они несчастны, считают себя бесполезными и одинокими.
Оазис-рай образовался вокруг родника – это символа духа, связывающего человека со Всевышним. Пальмы обратились к Создателю с просьбой помочь им выполнить своё предназначение – стать убежищем для одинокого путника.
На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!
Бог услышал их и послал к ним караван. Пальмы махали людям своими изумрудными листьями и радовались.
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студёный ручей.
Люди же из ручья утолили жажду, отдохнули в тени пальм, а потом срубили деревья.
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Пальмы срубили, и оазис исчез. Так люди ради минутных желаний или выгоды не думают о последствиях.
По сюжету «гордые пальмы» были наказаны за то, что посмели «на Бога роптать».
Тем самым Михаил Лермонтов хотел показать, что не стоит просить у Бога изменить свою судьбу – нужно следовать своему предназначению. Эту тему фатализма Лермонтов более подробно раскроет в другом своём произведении – «Герой нашего времени».
Автор также хотел показать, что бессердечие людей губительно для природы.
И ныне всё дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскалённый заносит…
В балладе противопоставляются жизнь и смерть. Поэтом используется приём антитезы. Сначала перед нами предстаёт удивительная картина волшебного оазиса, который затем становится пеплом, ручей заносит раскалённый песок, и пустыня вновь становится безжизненной.
Лермонтов использует следующие выразительные средства:
эпитеты (звучный ручей, роскошные листья, гордые пальмы, бесплодной почвы, махровою главой),
метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь),
сравнения (люди – «малые дети», караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок»),
олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью,
символы: стволы деревьев – «тела», листья – это «одежда», пальмы «пали без жизни».
Михаил Юрьевич Лермонтов в своей балладе «Три пальмы» хотел рассказать читателю о хрупкости окружающего мира, пытался предостеречь от недальновидных поступков и амбициозных желаний.
2. Перейдите по ссылке и посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/main/246134/
3. Д.з. Готовиться к выразительному чтению баллады "Три пальмы", стр. 152-154, прочитать статью о балладе на стр. 151-152, ответить на вопросы на стр. 154
Комментарии
Отправить комментарий