11 класс. Подготовка к сочинению. Текст З. Прилепина
Итоговое сочинение. Направление " Кому на Руси жить хорошо"
ЗАХАР
ПРИЛЕПИН
Текст тотального
диктанта-2012, часть 1
А вам не всё равно?
В последнее
время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например:
«Я ничего никому не должен». Их повторяет, считая хорошим
тоном, немалое количество людей самого разного
возраста, в первую очередь молодых. А пожившие и умудренные
еще более циничны в своих суждениях: «Не надо ничего
делать, потому что, пока россияне, забыв о завалившемся под
лавку величии, тихо пьют, всё идет своим чередом».
Неужели
мы сегодня стали более инертными и эмоционально пассивными, чем
когда-либо? Сейчас это понять непросто, в конечном счете время
покажет. Если страна под названием Россия вдруг обнаружит, что она потеряла
существенную часть своей территории и значительную долю своего
населения, можно будет сказать, что в начале нулевых
нам, действительно, было не до чего и что в эти
годы мы занимались более важными делами, чем сохранение
государственности, национальной идентичности и территориальной
целостности. Но если страна уцелеет, значит, сетования
на безразличие граждан к судьбе Родины были по меньшей мере
беспочвенны.
Тем
не менее основания для неутешительного прогноза есть. Сплошь и рядом
встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено
в непрерывной цепи поколений, а ни много ни мало как
венец творения. Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и существование
земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что
наши предки относились ко всему иначе.
Я вспоминаю
своих стариков: как красивы они были и, боже мой, как они были молоды
на военных своих фотографиях! И еще как счастливы были, что
мы, дети и внуки их, путаемся среди них, тонконогие
и загорелые, расцветшие и пережаренные на солнце.
Мы же почему-то решили, что предыдущие поколения были нам
должны, а мы, как новый подвид особей, ни за что
не отвечаем и ни у кого не хотим быть в долгу.
Есть только
один способ сохранить данную нам землю и свободу народа — постепенно
и настойчиво избавляться от массовых пароксизмов
индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу
независимости от прошлого и непричастности к будущему своей
Родины стали как минимум признаком дурного тона.
(314
слов) З. Прилепин
1 Допустимо:
1) …немалое количество людей самого разного возраста — в первую
очередь молодых; 2) …немалое количество людей самого разного
возраста, в первую очередь — молодых.
2 Допустимо:
1) Сейчас это понять непросто: в конечном счете время покажет; 2) Сейчас
это понять непросто — в конечном счете время покажет.
3 Допустимо:
сетования на безразличие граждан к судьбе Родины
были, по меньшей мере, беспочвенны…
4 Допустимо:
Я вспоминаю своих стариков — как красивы они были…
5 Допустимо:
1) И еще — как счастливы были…; 2) …счастливы были, что
мы — дети и внуки их — путаемся среди них…
6 Допустимо:
…стали, как минимум, признаком дурного тона.
Текст
диктанта 2012, часть 2
Мне — не всё равно
В последнее
время нередко звучат категорические высказывания типа: «Я никому ничего
не должен». Их повторяют многие, особенно молодые, которые
считают себя венцом творения. Не случайно позиция крайнего
индивидуализма — признак едва ли не хорошего тона сегодня.
А ведь прежде всего мы существа общественные и живем
по законам и традициям социума.
Чаще всего
традиционные российские сюжеты бестолковы: там привычно лопнула
труба, здесь что-то воспламенилось — и три района остались
то ли без тепла, то ли без
света, то ли без того и без другого. Никто давно
не удивляется, потому что и раньше вроде бы случалось
подобное.
Судьба
общества напрямую связана с государством как таковым и действиями
тех, кто им управляет. Государство может попросить, настоятельно
рекомендовать, приказать, в конце концов заставить нас совершить
поступок.
Возникает
резонный вопрос: кому и что нужно сделать с людьми, чтобы они
озаботились не только собственной судьбой, но и чем-то
большим?
Сейчас много
говорят о пробуждении гражданского самосознания. Кажется, что
общество, независимо от чужой воли и приказа
сверху, выздоравливает. И в этом процессе, как нас
убеждают, главное — «начать с себя». Я лично начал: вкрутил
лампочку в подъезде, заплатил налоги, улучшил демографическую
ситуацию, обеспечил работой нескольких человек. И что? И где
результат? Сдается мне, что, пока я занят малыми делами, кто-то
вершит свои, огромные, и вектор приложения сил у нас
совершенно разный.
А между
тем всё, что есть у нас: от земли, по которой
ходим, до идеалов, в которые верим, — результат
не «малых дел» и осторожных шагов, а глобальных
проектов, огромных свершений, самоотверженного подвижничества. Люди
преображаются только тогда, когда со всего размаху врываются
в мир. Человек становится человеком
в поиске, в подвиге, в труде, а не
в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.
Куда лучше
для начала изменить мир вокруг себя, потому что хочется наконец большой
страны, больших забот о ней, больших результатов, большой
земли и неба. Дайте карту с реальным масштабом, чтобы как
минимум полглобуса было видно!
(306
слов) З. Прилепин
1 Допустимо:
В последнее время нередко звучат категорические высказывания типа
«Я никому ничего не должен»; В последнее время нередко звучат
категорические высказывания типа «я никому ничего не должен».
2 Допустимо:
Их повторяют многие — особенно молодые, которые…
3 Допустимо:
…там привычно лопнула труба, здесь что-то воспламенилось, и три
района остались то ли без тепла, то ли без
света, то ли без того и без другого.
4 Допустимо:
Возникает резонный вопрос, кому и что нужно сделать с людьми…
5 Допустимо:
…кто-то вершит свои огромные и вектор приложения сил у нас совершенно
разный.
Текст
диктанта 2012, часть 3
И нам не всё равно!
Есть
тихое, как зуд, ощущение, что государство на этой земле
никому ничего не должно. Может, поэтому в последнее время
мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому
ничего не должен. И вот я не понимаю: как всем нам здесь
выжить и кто станет защищать эту страну, когда она обвалится?
Если всерьёз
поверить, что Россия исчерпала ресурсы жизнестойкости и будущего
у нас нет, то, право слово, может, и переживать
не стоит? Причины у нас веские: народ надломлен, все империи
рано или поздно распадаются и шансов у нас поэтому нет.
Российская история, не спорю, провоцировала
подобные декларации. Тем не менее наши предки в эти поражённые
скептицизмом благоглупости никогда не верили. Кто решил, что
у нас уже нет шансов, а, к примеру, у китайцев
их больше чем достаточно? У них ведь тоже многонациональная
страна, пережившая революции и войны.
На самом
деле мы живем в забавном государстве. Здесь, чтобы реализовать
свои элементарные права — иметь крышу над головой и хлеб
насущный, нужно исполнить необычайной красоты кульбиты: менять родные
места и работы, получать образование, чтобы работать
не по специальности, идти по головам, причем
желательно на руках. Просто крестьянином, медсестрой, инженером
быть нельзя, просто военным — вообще не рекомендуется.
Но при
всей, так сказать, «нерентабельности» населения, в России
живут десятки миллионов взрослых мужчин и женщин —
дееспособных, предприимчивых, инициативных, готовых пахать
и сеять, строить и перестраивать, рожать и воспитывать
детей. Поэтому добровольное прощание с национальным будущим вовсе
не признак здравого рассудка и взвешенных
решений, а натуральное предательство. Нельзя сдавать
позиций, бросать флаги и бежать куда глаза глядят, даже
не сделав попытки защитить свой дом. Это, конечно, фигура речи, навеянная
историей и дымом отечества, в котором духовный и культурный
подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены
с великими потрясениями и войнами. Но венчали
их Победы, каких не достичь никому. И мы должны
заслужить право быть наследниками этих Побед!
(304
слова) З. Прилепин
1 Допустимо:
И вот я не понимаю, как всем нам здесь выжить и кто
станет защищать эту страну, когда она обвалится.
2 Допустимо: …народ надломлен, все империи рано или поздно
распадаются — и шансов у нас поэтому нет.
3 Допустимо:
…а, к примеру, у китайцев — их больше чем
достаточно?; …а, к примеру, у китайцев их — больше чем
достаточно?
4 Допустимо:
…в России живут десятки миллионов взрослых мужчин
и женщин, дееспособных, предприимчивых, инициативных, готовых
пахать и сеять, строить и перестраивать, рожать
и воспитывать детей.
Текст Захара
Прилепина
(1)В последнее время часто приходится
слышать безапелляционные заявления, например: «Я ничего никому не должен».
(2)Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей самого разного
возраста, в первую очередь молодых. (3)Не случайно позиция крайнего
индивидуализма сегодня признак едва ли не хорошего тона. (4)А ведь прежде всего
мы существа общественные и живём по законам и традициям социума.
(5)Однако сегодня сплошь и рядом
встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной
цепи поколений, а ни много ни мало как венец творения. (6)Но есть ведь
очевидные вещи: сама жизнь и существование Земли, по которой мы ходим, возможны
лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе.
(7)Есть только один способ сохранить
данную нам землю и свободу народа – постепенно и настойчиво избавляться от
массового индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу
независимости от прошлого и непричастности к будущему своей Родины стали как
минимум признаком дурного тона.
(8)Возникает резонный вопрос: кому и
что нужно сделать с людьми, чтобы они озаботились не только собственной
судьбой, но и чем-то бόльшим?
(9)Сейчас много говорят о пробуждении
гражданского самосознания. (10)И в этом процессе, как нас убеждают, главное –
«начать с себя». (11)Я лично начал: вкрутил лампочку в подъезде, заплатил
налоги, улучшил демографическую ситуацию, обеспечил работой нескольких человек.
(12)И что? (13)И где результат? (14)Сдаётся мне, что, пока я занят малыми
делами, кто-то вершит свои, большие, и вектор приложения сил у нас совершенно
разный.
(15)А между тем всё, что есть у нас:
от земли, по которой ходим, до идеалов, в которые верим, – результат не «малых
дел» и осторожных шагов, а глобальных проектов, огромных свершений,
самоотверженного подвижничества. (16)Люди преображаются только тогда, когда со
всего размаху врываются в мир. (17)Человек становится человеком в поиске, в
подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.
(18)Есть тихое, как зуд, ощущение,
что государство на этой земле никому ничего не должно. (19)Может, поэтому в
последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не
должен. (20)И вот я не понимаю: кто будет защищать страну?
(21)Нельзя
сдавать позиции, даже не сделав попытки защитить свой дом. (22)Это, конечно,
фигура речи, навеянная историей и дымом Отечества, в котором духовный и
культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с
великими потрясениями и войнами. (23)Но венчали их Победы, каких не достичь
никому. (24)И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед!
(По З. Прилепину*)
* Захар
Прилепин (род. в 1975 г.) – российский писатель, журналист.
Информация о
тексте
Проблемы |
Позиция
автора |
1.
Проблема индивидуализма. (Что лежит в основе индивидуализма?) |
В основе
индивидуализма лежит противопоставление себя обществу. |
2.
Проблема личной судьбы и судьбы общества . (Что важнее: личная судьба или
судьба общества?) |
Личная
судьба и судьба общества неразделимы, потому судьба каждого человека вплетена
в судьбу всего народа и страны. |
3.
Проблема формирования гражданского самосознания. (Как можно сформировать
гражданское самосознание?) |
Гражданское
самосознание можно сформировать только на основе ответственности человека
перед государством и государства перед человеком. |
4.
Проблема преемственности поколений. (В чём проявляется преемственность
поколений?) |
Преемственность
поколений проявляется в том, что новое поколение становится наследником и
продолжателем свершений и побед своих предков. |
5.
Проблема пробуждения гражданского самосознания. (В чём заключается
гражданское самосознание?) |
Гражданское
самосознание каждого человека начинается «с себя». |
Комментарии
Отправить комментарий