9б класс, литература
01.12.20.
Тема: Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Анализ 4 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Объяснение Татьяны и Онегина.
Цели: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать IV главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; показать трагические противоречия Онегина.
Анализ 4 главы «Объяснение Татьяны и Онегина»
В IV главе центральное место занимает сцена свидания Онегина и Татьяны.
Выразительное чтение «исповеди» Онегина (XII-XVI)
-Какую роль играет авторское отступление, предваряющее сцену объяснения Онегина с Татьяной? (В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина).
-Давайте вместе с автором вспомним, как жилось герою в светском петербургском обществе.
-Кто носил «красные каблуки» и «величавые парики» (по I строфе 4 главы)? (французские щеголи XVIII века).
-Как относился Евгений Онегин к красавицам? («… не влюблялся, а волочился как-нибудь»).
-В юности Евгений был искренен, знал подлинные чувства: «Он в первой юности своей был жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» (IX)
- В ком и в чём Онегин разочаровался? Почему его душа охладела? (Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. Появилось равнодушие к людям и к чувствам: «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; oткажут – мигом утешался; изменят – рад был отдохнуть».(X)
-И так Онегин прожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет: («Вот как убил он восемь лет, утратя жизни лучший цвет»).
-Какие чувства разбужены в Онегине письмом Татьяны? (XI) («получив посланье Тани, // Онегин живо тронут был…» и даже «в сладостный, безгрешный сон // душою погрузился …». Правда, ненадолго – автор и на это указывает: «Быть может, чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел…»).
-Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной по поводу ее любовного письма?
-Какого рода теплые чувства испытывал Онегин к Татьяне? («Я вас люблю любовью брата…»).
-Почему герой так суров? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? (Онегин занят собой. Вся его речь не о Татьяне, а о себе. Онегин еще жесток и потому, что не верит в силу чувства, ни во что не верит, не умеет верить…).
- Во имя чего бежит от любви Онегин? Какие доводы он находит? Какую картину будущей семейной жизни он рисует Татьяне? Подтвердите словами текста. Учащиеся находят в тексте строки: «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел…… То верно б кроме вас одной невесты не искал иной…… Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…
- Был ли он искренен?
- Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ. (XV) («Что может быть на свете хуже…Сердит и холодно ревнив!).
- О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?
-Чем завершается встреча в саду? Прочтите строфы 23-24. (Любовь не убита холодностью Онегина, но его «строгий разговор» открыл Татьяне жестокость, способность Онегина безжалостно уничтожать наивные и искренние чувства).
-Что рекомендовали соседи матери Татьяны против увядания её дочери? («пора, пора бы замуж ей»).
-Почему автор за рассказом о безответном чувстве Татьяны повествует о «счастливой любви» Ольги и Ленского? Как он относится к «счастливым влюбленным»? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», а роман Ленского и Ольги невольно охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не хочет такой любви).
-Чем занят Онегин после объяснения Татьяной? Строфы 36-39
-Куда был приглашён Онегин в субботу?
Обобщения, выводы
Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:
Общее
Различное
Выводы урока. Татьяна — воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви.Домашнее задание.
1. Перечитать 5, 6 главы.
2. Составить таблицу «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина» письменно в тетради. (ОТПРАВЛЯТЬ НЕ НУЖНО)
3. Рассказ с цитированием «Сон Татьяны»
Комментарии
Отправить комментарий