9б класс, русский язык

 Тема: Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

Цели: закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях; развивать умения определять средства связи между частями сложноподчинённых предложений и место придаточного предложения по отношению к главному

В тетрадях запишите тему урока. Изучите материал п. 19 на стр. 55 - 57. Повторите материал предыдущего урока (см. в блоге) 

Сделаем выводы! 

Прочитайте  два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но «устроены» по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.

1) Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.

2) Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.

 «Устройство» этих сложных  предложений  различается расположением  входящих в них простых. В первом примере простые предложения  следуют одно  за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере одно предложение   оказалось внутри   другого,   как   матрешка в матрешке.

Запомните! То предложение,  которое расположено внутри  другого, выделяется запятыми с двух сторон.

При работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые — одно за другим или одно внутри другого. Работать с «матрешками» труднее, чем с «гусями».

Чтобы увидеть предложения, идущие одно за другим, достаточно найти их грамматические основы и границы.

 Чтобы увидеть «матрешки», надо не только различать, какая из них «наружная», а какая «внутренняя», но и мысленно воссоединить разрозненные части наружного предложения в единое смысловое и грамматическое целое — в единый блок.

Так, в сложном предложении Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем надо увидеть два простых. Знания убывают с каждым днем и которые не пополняются ежедневно.


Д.з. 1. Изучите материал п. 19 


       2. Выполните упр. 88 - часть 1 письменно, часть 2 устно. Упражнение присылать НЕ НУЖНО


       3. 1) Из данных предложений составить сложноподчиненные предложения.

Придаточные   можно  ставить  перед  главным,   после   главного   и   внутри  главного предложения.

Подчеркните грамматические основы составленных предложений. Составьте схемы предложений (главная часть - квадратные скобки, придаточная - круглые скобки) 

Если будут трудности при составлении предложений, просмотрите параграфы 22-24.

1) В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

 2) Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.

3) Люди слушали чудесную песню и думали. Лучше дружбы нет ничего на свете.

4) Дома оставались только бабушка и внучка. Все рано уходили на работу.

 5) Зонтики пестрели над городским стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.

     2) Выпишите три словосочетания с разными видами связи. Одно-два словосочетания переделайте. 


Ответы к заданию 3 отправлять на электронный адрес ARR-74@yandex.ru. до следующего урока. Работаем САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!















Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

9б класс, литература

10 класс, литература. План анализа лирического произведения