9б класс, русский язык
Тема: Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.
Цели: закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях; развивать умения определять средства связи между частями сложноподчинённых предложений и место придаточного предложения по отношению к главному
В тетрадях запишите тему урока. Изучите материал п. 19 на стр. 55 - 57. Повторите материал предыдущего урока (см. в блоге)
Сделаем выводы!
Прочитайте два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но «устроены» по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.
1) Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
2) Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.
«Устройство» этих сложных предложений различается расположением входящих в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере одно предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке.
Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.
При работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые — одно за другим или одно внутри другого. Работать с «матрешками» труднее, чем с «гусями».
Чтобы увидеть предложения, идущие одно за другим, достаточно найти их грамматические основы и границы.
Чтобы увидеть «матрешки», надо не только различать, какая из них «наружная», а какая «внутренняя», но и мысленно воссоединить разрозненные части наружного предложения в единое смысловое и грамматическое целое — в единый блок.
Так, в сложном предложении Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем надо увидеть два простых. Знания убывают с каждым днем и которые не пополняются ежедневно.
Д.з. 1. Изучите материал п. 19
2. Выполните упр. 88 - часть 1 письменно, часть 2 устно. Упражнение присылать НЕ НУЖНО
3. 1) Из данных предложений составить сложноподчиненные предложения.
Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.
Подчеркните грамматические основы составленных предложений. Составьте схемы предложений (главная часть - квадратные скобки, придаточная - круглые скобки)
Если будут трудности при составлении предложений, просмотрите параграфы 22-24.
1) В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.
2) Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.
3) Люди слушали чудесную песню и думали. Лучше дружбы нет ничего на свете.
4) Дома оставались только бабушка и внучка. Все рано уходили на работу.
5) Зонтики пестрели над городским стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.
2) Выпишите три словосочетания с разными видами связи. Одно-два словосочетания переделайте.
Ответы к заданию 3 отправлять на электронный адрес ARR-74@yandex.ru. до следующего урока. Работаем САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
Комментарии
Отправить комментарий