5А класс, литература

  11.11.22.

  Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои

Цель:  расширить знания о русской литературной сказке ХIХ века.

Задачи:  прочитать и проанализировать сказку А. С. Пушкина;

  • получить представление о героях сказки, их характеристиках.
 
  Шесть пушкинских сказок, известных нам, родились благодаря интересу поэта к русскому фольклору: к народной сказке, её необыкновенным образам, удивительным сюжетам и красочному языку. И хотя пушкинские современники встретили его стихотворные сказки прохладно, потомки с восхищением вновь и вновь обращаются к строкам, созданным Александром Сергеевичем. В чём секрет пушкинских сказок?

                              1. Материал для самостоятельного изучения

В 1831-1834 годах Александром Сергеевичем Пушкиным был создан цикл сказок, в которых представлено авторское понимание счастья, морали, любви, смысла жизни.

Перед нами «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», написанная Пушкиным осенью 1833 г.  Поэт создавал её как под влиянием сюжета сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм, так и услышанного от няни в Михайловском русской народной сказки «Волшебное зеркальце». Сходство пушкинской сказки с «Белоснежкой» есть, но читателем она воспринимается как оригинальный русский сюжет.

Начало сказки о царевне-сироте напоминает и сказку «Морозко», и немецкую сказку. Обратим внимание, как Пушкин расставляет акценты, как противопоставляет злую мачеху и кроткую царевну. Не отказывая царице в красоте, автор описывает дурной характер мачехи:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Царевна же расцвела «тихомолком», она «кроткого нраву»: нет в её характере ни своенравия, ни гордости.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Таким образом, с самого начала сказки автор противопоставляет не просто двух красавец, а два типа красоты.

Как и в сюжете о Белоснежке, мачеха старается извести прекрасную падчерицу и девушка оказывается в лесу одна-одинёшенька. И вот тут появляются герои истинно русской народной сказки – богатыри.

Замена гномов богатырями, появление дома-терема, описание богатырских забав и охоты – несомненная удача Пушкина, подчёркивающая оригинальность произведения.

Перед утренней зарёю

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить…

Важной является сцена сватовства богатырей к молодой царевне, где её ответ раскрывает нам нежную, кроткую, искреннюю суть героини.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

Образ королевича Елисея – жениха царевны, отправившегося на поиски пропавшей невесты – ещё одно новаторство Пушкина в преображении сюжета. Не случайный спаситель пробудит царевну от злых чар, а жених, объехавший полсвета в поисках её, не побоявшийся обратиться к самому Солнцу. Благородство Елисея под стать душевной красоте его невесты.

Конечно, обращает на себя внимание и образ пса Соколки – верного друга царевны. Он, чувствуя зло, которое несет переодетая старушкой злая мачеха, пытается спасти свою хозяйку:

Пёс ей под ноги - и лает

И к старухе не пускает;

Соколка словно уговаривает царевну отказаться от яблока, подаренного старухой:

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось!..

Отношение пса к двум героиням еще раз подчеркивает их несхожесть, полное противопоставление в сюжете.

Завершается это противопоставление в финальной сцене сказки.

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут её тоска взяла,

И царица умерла.

Лишь её похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей…

Обратим внимание, от чего умерла царица: «Тут ее тоска взяла…» Обратившись к словарю, узнаем, что тоска – тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога. То есть царица умерла от того зла, что было в ней самой, в ее злой душе. И как видим, её смерть никого не опечалила – «свадьбу тотчас учинили».

Таким образом, Пушкин завершает свою мысль об истинной и ложной красоте, где истинная красота заключается в душе человека, его отношении к миру, к людям, в доброте и кротости. Такая красота – оружие добра, она всегда побеждает злобу, зависть и себялюбие.

                2. Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок 


           3. Д.з. стр. 93-95 прочитать статью и готовиться к пересказу + задание за предыдущий урок. 










Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

9б класс, литература

10 класс, литература. План анализа лирического произведения