Задания для Рябовой Арины, литература
Уроки 13.01.22., 14.01.22
Литература
Тема: А. И. Куприн. «Чудесный доктор».
1. Прочитать рассказ "Чудесный доктор", стр. 5-15 учебника, 2 часть
2. Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассказ «Чудесный доктор» был написан в Киеве в 1897 году.
С первых строк автор настраивает нас на то, что это не придуманная история, а быль.
«Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Всё описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдёт речь. Я с своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму».
Александр Куприн в названии рассказа использует слово «чудесный». Какую смысловую нагрузку несёт это слово?
«Чудесный» образовалось от слова «чудо», то есть волшебство, а именно: исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед.
Рассказанная история происходит в сочельник, то есть в самое чудесное время.
Куприн в своём произведении рассказывает, как на семью Мерцаловых сыплются одно несчастье за другим. Сначала глава семейства заболел тифом, и все сбережения семьи ушли на лекарства. Затем его уволил с работы, потому что пока он болел, на его место взяли другого человека. Семье нечем было платить за квартиру и пришлось переехать в сырой подвал. Младшая дочь умирает, а теперь ещё заболела и дочка Маша, и вызвать к ней доктора на что. Мерцалов в отчаянии уходит из дома и даже думает о самоубийстве. И вот в саду он встречает доктора…
Куприн не просто рассказывает историю бедствий семьи. Он использует художественный приём – антитезу.
Что такое антитеза? Это стилистический приём, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.
В начале рассказа автором передана атмосфера праздничного вечера: описываются улица, витрина магазинов,
«сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки...».
Но праздничные рождественские ёлки горят не для двух мальчуганов, Гриши и Володи, сыновей Мерцалова, которых мать отправила к управляющему за деньгами, которые он был должен её мужу.
И вместе с детьми мы попадаем в жуткий подвал. Автор показывает нищету и горе семьи Мерцаловых, используя «говорящие» детали:
двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой;
закоптелые, плачущие от сырости стены;
постоянный запах нищеты;
крик грудного ребёнка;
сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания;
переделанное из старого ватного халата пальто Гриши;
летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова.
Рассмотрим, как автор рисует заснеженный сад, где отчаявшийся глава семейства встречает доктора.
Эпитеты и олицетворения используются автором, чтобы передать картину этого дня: «Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии».
И тут в этом саду появляется старичок, который оказывается доктором.
«Чудесный доктор» помогает советом, деньгами, при этом скрывает, не называет своё имя.
Это говорит о том, что он – человек бескорыстный и скромный, совершающий доброе дело, не требующий за это никакой благодарности.
В конце рассказа мы узнаем о том, что этим «чудесным» доктором был Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины.
3. Перейти по ссылке и посмотреть видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7057/main/246966/
4. Д.з. Ответить на вопросы на стр. 15-16
Комментарии
Отправить комментарий