Задания для Рябовой Арины, литература

 Уроки 13.01.22., 14.01.22

Литература

Тема: А. И. Куприн. «Чудесный доктор». 

1. Прочитать рассказ "Чудесный доктор", стр. 5-15 учебника, 2 часть

2. Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассказ «Чудесный доктор» был написан в Киеве в 1897 году.

С первых строк автор настраивает нас на то, что это не придуманная история, а быль.

«Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Всё описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдёт речь. Я с своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму».

Александр Куприн в названии рассказа использует слово «чудесный». Какую смысловую нагрузку несёт это слово?

«Чудесный» образовалось от слова «чудо», то есть волшебство, а именно: исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед.

Рассказанная история происходит в сочельник, то есть в самое чудесное время.

Куприн в своём произведении рассказывает, как на семью Мерцаловых сыплются одно несчастье за другим. Сначала глава семейства заболел тифом, и все сбережения семьи ушли на лекарства. Затем его уволил с работы, потому что пока он болел, на его место взяли другого человека. Семье нечем было платить за квартиру и пришлось переехать в сырой подвал. Младшая дочь умирает, а теперь ещё заболела и дочка Маша, и вызвать к ней доктора на что. Мерцалов в отчаянии уходит из дома и даже думает о самоубийстве. И вот в саду он встречает доктора…

Куприн не просто рассказывает историю бедствий семьи. Он использует художественный приём – антитезу.

Что такое антитеза? Это стилистический приём, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

В начале рассказа автором передана атмосфера праздничного вечера: описываются улица, витрина магазинов,

«сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки...».

Но праздничные рождественские ёлки горят не для двух мальчуганов, Гриши и Володи, сыновей Мерцалова, которых мать отправила к управляющему за деньгами, которые он был должен её мужу.

И вместе с детьми мы попадаем в жуткий подвал. Автор показывает нищету и горе семьи Мерцаловых, используя «говорящие» детали:

двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой;

закоптелые, плачущие от сырости стены;

постоянный запах нищеты;

крик грудного ребёнка;

сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания;

переделанное из старого ватного халата пальто Гриши;

летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова.

Рассмотрим, как автор рисует заснеженный сад, где отчаявшийся глава семейства встречает доктора.

Эпитеты и олицетворения используются автором, чтобы передать картину этого дня: «Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии».

И тут в этом саду появляется старичок, который оказывается доктором.

«Чудесный доктор» помогает советом, деньгами, при этом скрывает, не называет своё имя.

Это говорит о том, что он – человек бескорыстный и скромный, совершающий доброе дело, не требующий за это никакой благодарности.

В конце рассказа мы узнаем о том, что этим «чудесным» доктором был Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины.

3. Перейти по ссылке и посмотреть видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7057/main/246966/

4. Д.з. Ответить на вопросы на стр. 15-16





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

9б класс, литература

10 класс, литература. План анализа лирического произведения