11 класс. Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
05.01.22.
Подготовка к выполнению задания 26 ЕГЭ по русскому языку
Рекомендации для выполнения задания №26
Задание 26 предлагает найти в тексте и определить
средства языковой выразительности
При выполнении задания №26
необходимо иметь полное представление об основных
языковых средствах художественной выразительности, то есть знать перечень
средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых
называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами.
Памятка
1.Прочитать перечень из 9 терминов, определить, какие
из них относятся к лексическим средствам
языка, а какие - к синтаксическим.
2. Вспомнить
определения терминов.
3. Внимательно
читая рецензию, вставить цифры,
соответствующие терминам.
ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные
варианты: 36 вариантов /под ред. И.П.
Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование»
Вариант 22
Прочитайте
текст и выполните задания 22-27.
(1)Однажды меня послали из Бреста в Москву за
медикаментами. (2)Врачи, сёстры и санитары надавали мне множество поручений и
писем. (3)В то время все старались переправлять письма с оказией, чтобы
избежать военной цензуры.
(4)Лёля дала мне свои золотые часики и просила
передать их в Москве своему дяде, профессору. (5)Золотые эти наручные часики
смущали Лёлю. (6)Они были, конечно, совсем ни к чему в санитарном поезде.
(7)Лёля дала мне, кроме того, письмо к дядюшке.
(8)В нём она писала обо мне много хорошего и просила профессора приютить меня,
если понадобится.
(9)Я разыскал в Москве квартиру уважаемого
профессора и позвонил. (10)Мне долго не открывали. (11)Потом из-за двери
недовольный женский голос расспросил меня, кто я и по какому делу. (12)Дверь
открыла пожилая горничная с косоглазым лицом. (13)3а ней стояла высокая,
величественная, как памятник, старая дама в белоснежной крахмальной кофточке с
чёрным галстуком-бабочкой — жена профессора. (14)Седые её волосы были подняты
надменным валиком и блестели так же, как и стёкла её пенсне. (15)Она стояла, загораживая
дверь в столовую. (16)Там семья профессора пила, позванивая ложечками, утренний
кофе.
(17)Я передал профессорше коробочку с часами и
письмо.
—(18)Подождите здесь, — сказала она и вышла в
столовую, выразительно взглянув на горничную. (19)Та тотчас начала вытирать в
передней пыль с полированного столика, давно уже к тому времени вытертого и
нестерпимо блестевшего.
—(20)Кто там звонил? — спросил из столовой
скрипучий старческий голос. — (21)Что нужно?
—(22)Представь, — ответила профессорша, шурша бумагой
(очевидно, она вскрывала пакет), —Лёля и на войне осталась такой же
сумасбродкой, какой и была. (23)Прислала золотые часы. (24)С каким-то солдатом.
(25)Какая всё-таки неосторожность. (26)Вся в мать!
—(27)Угу! — промычал профессор, (28)Очевидно,
рот у него был набит едой.— (29)Ничего не стоило прикарманить,
—(30)Вообще я Лёлю не понимаю, — снова сказала
профессорша. — (31)Вот пишет, просит его приютить. (32)К чему это? (33)Где
приютить? (34)На кухне у нас спит Паша. —(35)Только этого не хватало, — промычал
профессор. — (36)Дай ему рубль и выпроводи его. (37)Пора Лёле знать, что я
терпеть не могу посторонних людей.
—(38)Неловко всё-таки рубль, — сказала с
сомнением профессорша. —(39)Как ты думаешь, Пётр Петрович?
—(40)Ну, тогда вышли ему два рубля,
(41)Я распахнул дверь на лестницу, вышел и
захлопнул дверь так сильно, что в профессорской квартире что-то упало и
разбилось с протяжным звоном. (42)На площадке я остановился.
(43)Тотчас дверь приоткрылась через цепочку.
(44)3а горничной, придерживавшей дверь, стояла вся профессорская семья:
надменная профессорша, студент с лошадиным лицом и старый профессор с измятой
салфеткой, засунутой за манишку. (45)На салфетке были пятна от яичного желтка,
—(46)Ты чего безобразничаешь?— прокричала в
щёлку горничная. —(47)А ещё солдат с фронта! (48)3ащитник Отечества!
—(49)Передай своим господам, — сказал я, — что
они скоты.
(50)Тут в передней началась невнятная толкотня.
(51)Студент подскочил к двери и схватился за цепочку, но профессорша его
оттащила.
—(52)Геня, оставь! — крикнула она. —(53)Он тебя
убьёт. (54)Они привыкли всех убивать на фронте.
(55)Тогда вперёд протолкался старый профессор.
(56)Чисто вымытая его бородка тряслась от негодования. (57)Он крикнул в щёлку,
приложив руки трубочкой ко рту:
—Хулиган! (58)Я в полицию тебя отправлю!
—(59)Эх вы! — сказал я. — (60)Научное светило!
(61)Профессорша оттащила почтенного старичка и
захлопнула дверь.
(62)С тех пор у меня на всю жизнь осталось
недоверие к так называемым «жрецам науки», к псевдоучёным, к племени людей,
которые безмерно кичатся своей учёностью, а в жизни остаются обывателями и
пошляками. (63)Есть много видов пошлости, не замечаемых нами. (64)Даже такой
безошибочный «уловитель» пошлости, как Чехов, не мог описать всех её
проявлений. (По К. Г. Паустовскому*)
*
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — русский советский
писатель.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на
основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности
текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на
место пропусков (A, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ
№1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру
пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26. «К. Г. Паустовский настолько выразительно
описывает в общем-то заурядный случай из жизни профессорской семьи, что к концу
повествования читатель имеет чёткое представление о каждом её члене. При
описании жены профессора писатель использует троп — (А)___(«высокая, величественная», в предложении 13,
«надменным» в предложении 14), а также такой приём, как — (Б)___(предложения 23-24). Лексическое средство — (В)___(«промычал» в предложении 27,
«прикарманить» в предложении 29, а также «протолкался» в предложении 55)—
помогает понять истинную сущность профессора. Своё же отношение к произошедшему
в квартире профессора рассказчик выражает с помощью такого синтаксического средства, как (Г)___(предложения 59, 60)».
Список терминов:
1)
парцелляция 6) эпитет
2)
разговорная и
просторечная лексика 7) гипербола
3)
ряды однородных
членов предложения 8) синонимы
4)
метафора 9) восклицательные
предложения
5) риторический вопрос
Ответ:
А |
Б |
В |
Г
|
|
|
|
|
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов
№1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Убедитесь в том, что каждый ответ записан в
строке с номером соответствующего задания
Алгоритм выполнения задания № 26
Проанализируем список терминов, перечисленных в
задании к варианту 22.
Сгруппируем их по принципу: тропы отметим буквой «Т»,
лексические средства – «Л», синтаксические средства – «С», приёмы – «П».
1) Теперь
в списке терминов отметим: Парцелляция – П
2) разговорная
и просторечная лексика - Л
3) ряды
однородных членов предложения - С
4) метафора
- Т
5) риторический
вопрос - С
6) эпитет
- Т
7) гипербола
- Т
8) синонимы
- Л
9) восклицательные
предложения - С
Таким образом, область поиска
указанного языкового средства сузилась. Вспоминаем определения этих языковых
средств, перечитываем указанные в скобках примеры, обращаемся к самим
предложениям в тексте.
В задании сказано, что под А –
троп. Как мы видим это эпитет. Под Б –
прием, это парцелляция. В – лексическое средство. В списке их два,
выбираем разговорную лексику. Г – синтаксическое средство, отбор из трех, это восклицательные предложения. А теперь сопоставляем
определения с примерами. Расставляем цифры
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
6 |
1 |
2 |
9 |
Итак, выполняем данное
задание в следующем порядке:
1. Прочитать
рецензию.
2. Найти
в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства,
приёмы.
3. Прочитать
список терминов.
4. Сгруппировать
понятия.
5. Вспомнить
определения этих понятий, сопоставить с примерами.
6. Расположить
цифры в нужном порядке.
Классификация основных языковых средств выразительности
Необходимо иметь полное
представление об основных языковых
средствах выразительности, то есть знать перечень средств, понимать
особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти
средства, осознавать отличия между этими средствами.
«Троп – это оборот речи, в котором слово или
выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление
двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении»
(Розенталь Д.Э.).
Тропы:
метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола, литота, ирония,
метонимия и др.
Приёмы:
синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, многосоюзие,
противопоставление, цитирование, вопросно-ответная форма изложения и др.
Лексические
средства: фразеологический оборот (фразеологизм), синонимы, контекстные
синонимы, антонимы, контекстные антонимы, термин, устаревшее слово, архаизм,
неологизм, заимствованное слово, диалектизм, оксюморон и др. Синтаксические средства выразительности:
вводные слова, неполные предложения, назывные односоставные предложения, ряд
однородных членов и др.
Фигуры речи:
риторический вопрос, риторическое обращение и др.
Тропы
Эпитет – использование определений,
придающих выражению образность и
эмоциональность |
Куда ты скачешь, гордый
конь? |
Метафора – перенос значения слова по сходству |
Мертвая тишина |
Олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления
живому существу |
Отговорила роща золотая С.Есенин |
Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим
(выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень
прилагательного) |
Лес, точно терем расписной. И.Бунин |
Метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на
основе реальных связей) |
Шипенье пенистых бокалов
(вместо: пенящееся вино в бокалах) |
Синекдоха – употребление названия части вместо целого и
наоборот |
Белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль). Швед, русский колет, рубит,
режет. |
Перифраза – замена слова или группы слов, чтобы избежать
повторения |
автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов) |
|
Петербург, северная
столица, град Петра |
Аллегория
– выражение отвлеченных понятий в
конкретных художественных образах |
весы – правосудие, крест –
вера, сердце – любовь |
Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты
описываемого |
В сто сорок солнц закат пылал В.Маяковский |
Литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого |
Ваш шпиц, прелестный шпиц,
не более наперстка |
Приемы
Анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих
друг за другом |
Железная правда – живой на
зависть, Железный пестик, и железная завязь. |
Антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А,
НО, ОДНАКО или антонимы |
Где стол был яств, там гроб
стоит |
Градация
– Расположение синонимов в порядке возрастания или убывания смыслового и
эмоционального значения |
пришел, увидел, победил |
Инверсия
– непрямой порядок слов |
Изумительный наш народ. |
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном
буквальному, с целью насмешки |
Откуда, умная, бредешь ты,
голова? |
Бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных
членов без союзов |
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки,
лавки, фонари… |
Многосоюзие – повтор избыточного союза |
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят
победителя годы… |
Вопросно-ответная форма изложения – текст представлен в виде
риторических вопросов и ответов на них
|
И опять метафора: «Живите
под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену
и разрушению |
Оксюморон – соединение двух противоречащих понятий |
живой труп, пожар льда |
Парцелляция – предложение, которое расчленено на
интонационно-смысловые речевые единицы.
|
Я видел солнце. Над
головой. |
Синтаксический
параллелизм – одинаковое построение предложений |
Молодым везде у нас дорога, старикам везде
у нас почет |
Цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с
указанием автора данных слов. |
Как сказано в поэме Н.
Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» |
Эллипсис - пропуск
подразумеваемого слова |
я за свечкой – свечка в печку |
Эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих
друг за другом |
Мне хотелось бы знать.
Отчего я титулярный
советник? Почему именно титулярный советник? |
Лексические средства
Синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова |
скоро – вскорости – на днях
– не сегоднязавтра, в недалеком будущем |
Антонимы
(контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова они никогда |
не говорили друг другу ты,
а всегда вы. |
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по
лексическому значению одному слову на краю света |
на краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (=
«замерз») |
Диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории
|
курень, гутарить |
Книжная лексика |
дерзновенный, сподвижник; |
Неологизмы |
Портал, сайт, маркетинг,
дилер |
Научная лексика |
Коррозия, менеджер |
Разговорная
лексика (просторечная) |
Просадить деньги, глубинка |
Профессионализмы
(специальная лексика) |
камбуз, кок, склянка – в
речи моряков |
Заимствованные слова |
Олимпиада, энциклопедия,
жалюзи |
Историзмы |
Кушак, боярин, кафтан,
треуголка |
Архаизмы
– устаревшие слова |
дружина, губерния, очи |
Паронимы |
Величественный -великий, адресат-адресант |
Жаргонизмы |
Домашка – дом. работа,
телек - телевизор |
Канцеляризмы |
Имеет место отсутствие
запасных частей |
Синтаксические средства выразительности
Ряды однородных членов предложения – перечисление однородных понятий |
Его ждала долгая, тяжелая
болезнь, уход из спорта. |
Вводные слова Вводные предложения. |
Конечно, мы успели к поезду. Калиныч, как я узнал после,
каждый день ходил с барином на охоту. Время, казалось, остановилось. |
Вопросительные предложения |
Ты был дома? |
Восклицательные предложения |
У нас большая радость! |
Риторическое
восклицание (вопрос, обращение) –
восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не
требующие отклика у адресата |
Что стоишь, качаясь, тонкая
рябина? Да здравствует солнце, да
скроется тьма! |
Односоставные предложения |
Видишь небосвод. Зима. |
Обращение |
Что ты рано в гости, осень,
к нам пришла. |
Неполное предложение |
Летом светает рано, а зимой – поздно. |
Сравнительный оборот |
И березы стоят, как большие
свечки |
Уточняющие члены предложения |
Там, в горах, выпал снег. |
Формы речи
Диалог |
-Вы? -Я. -Глазам
своим не верю! - Вы же сами
просили меня приехать. Вот я и приехал. |
Монолог |
Ну и
гроза прошла сегодня над нами!
Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо. |
Задания с ответами
Задание.
Соотнесите тропы и их определения
1) метафора
а) перенос значения с одного
явления на другое по смежности
2) метонимия
б)
сильное преуменьшение размера, силы, значения и
т.д. какого-либо предмета
3) парафраза
в)
употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо
отношении двух предметов или явлений
4) ирония
г) замена названия лица, предмета или
явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
5) литота
д)
употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью
насмешки
Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.
Задание. Соотнесите стилистические фигуры и их
определения.
1) эпифора |
а)
расположение близких по значению слов в порядке нарастания или
ослабления их эмоционально-смысловой значимости |
2) антитеза |
б) пропуск элемента высказывания, легко
восстанавливаемого в данном контексте или ситуации |
3) эллипсис |
в) повторение одних и тех же элементов в конце
каждого параллельного ряда |
4) градация |
г)
одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков
речи |
5) параллелизм |
д)
усиление выразительности речи путём резкого противопоставления
понятий, мыслей, образов |
Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.
Задание
1.Какой термин обозначает «повторение отдельных слов
или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание:
1)
антитеза 3)эпифора
2)анафора 4)лексический
повтор
2.Стилистическая
фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения
с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи:
1) умолчание
3)эллипсис 2)параллелизм 4)бессоюзие
3.Художественное образное определение…
1)эпитет 3)анафора
2)метафора 4)олицетворение
4.Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания;
указывает на существенные признаки неназванного предмета…
1)метонимия 3)синекдоха
2)перифраза 4)метафора
5.В каком варианте ответа названы только фигуры речи?
1)метафора, риторический
вопрос 3)инверсия,
литота
2)эпитет, сравнение 4)риторическое
обращение, градация
КЛЮЧ:
1.-2 2.-3 3.-1
4.-2 5.-2
ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ! Ответы принести к уроку русского языка 11.01.22.
ЕГЭ - Задание 26. Языковые средства выразительности
Задание 1. Назовите
выделенное средство выразительности.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом
сыны отечества разбиты, И зарево, как
вечный метеор, Играя в облаках, пугает взор.
(М.Ю. Лермонтов)
Средство: ___________________________________________
Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.
И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку
ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших
рукавицах... а сам с ноготок!
(Н.А. Некрасов)
Средство: ___________________________________________
Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная
Русь.
(М.А. Волошин)
Средство: ___________________________________________
Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.
И слово вещее
мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим.
(С.Н. Сергеев-Ценский)
Средство: ___________________________________________
Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.
Сжатая рожь, бурьян,
молочай, дикая конопля – все, побуревшее
от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А.П. Чехов)
Средство: ___________________________________________
Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.
За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за
мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и
обогатившими человеческую жизнь. (В.П. Астафьев)
Средство: ___________________________________________
Задание 7. Назовите стилистический прием, использованный автором.
Горячие, тяжелые капли
пробираются, скользят по моим щекам... скользят мне на губы... Что это? Слезы...
или кровь? (И.С. Тургенев)
Средство: ___________________________________________
Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.
Неумелый,
неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи,
расписаться. (Л.Озеров)
Средство:___________________________________________
Задание 9. Назовите выделенное средство выразительности.
В
толпе друг друга мы узнали, Сошлись – и разойдемся вновь, Была без радости любовь, Разлука будет без печали.
(М.Ю. Лермонтов)
Средство: ___________________________________________
Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.
Доколе, счастье,
ты венцами Злодеев будешь украшать?
(М.Ю. Лермонтов)
Средство: ___________________________________________
Комментарии
Отправить комментарий