6а,в классы, литература
12.11.21.
Тема: Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонотова
Цель: познакомиться с темой одиночества, оторванности человека от общества на примере стихотворений Михаила Лермонтова.
Вспомните!!!
Запишите в словарик (в тетрадь) определения, которые не знаете
Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
Антитеза – стилистическая фигура речи, которая строится на резком противопоставлении слов, образов, мыслей.
Инверсия – обратный порядок слов, перестановка слов или словосочетаний
Риторические вопросы – риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.
Стихотворение – художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.
Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью, а также музыкальная пьеса такого характера.
1. Теоретический материал для самостоятельного изучения
В последний год жизни Михаил Лермонтов много размышляет на темы радости и горя, одиночества, путешествий во времени и пространстве.
Об этом он пишет в стихотворениях «Листок», «Утёс», «На севере диком» и других своих произведениях. Поэт задумывается о своём предназначении. Он словно находится между разлукой и встречей, любовью и ненавистью.
Например, символом одиночества становится именно листок в одноимённом стихотворении поэта, где рассказывается о «приключении» листка, оторванного от дуба.
Показывается выбор жизненного пути лирического героя через образы природы. Жизнь листка поэт сравнивает с жизнью человека, который так же, как и листок, чувствует себя одиноким в обществе.
По жанру это стихотворение является элегией. Здесь мы видим переживания героя, тоску, одиночество, страдания. Появляется мотив оторванности от Родины.
Лермонтов вновь отправляется на Кавказ из Петербурга. Этот мотив мы уже встречали в стихотворении «Тучи».
В произведении «Листок» он также присутствует:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.
Судьбу человека Лермонтов аллегорично рассказывает в истории листка, странствующего вдали «от отчизны суровой». Жёлтому и засохшему листку, которому окружающий мир враждебен, противопоставляется зелёная чинара:
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
Лермонтов переживает разлуку с близкими, родным домом. И, кажется, он чувствует свою обречённость, как этот листок. Листок-странник рассказывает чинаре о своей невесёлой судьбе, но она равнодушна.
В этой элегии встречаются разнообразные изобразительные средства:
эпитеты (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара, жестокая буря, райские птицы, листья изумрудные);
метафоры (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна, с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская, поют они песни про славу морской царь-девицы, ты пылен и жёлт – и сынам моим свежим не пара);
олицетворения (докатился до Чёрного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская) придают аллегоричность, «очеловечивают» образы чинары и листка.
Эти приёмы передают характер героев стихотворения, встречаются вопросы, не требующие ответов, риторические: «На что ты мне?», приём неправильного порядка слов в предложении, инверсия: «Чинара стоит молодая» и т.д.
Следующее пейзажно-философское стихотворение Михаила Лермонтова «Утёс».
Тема одиночества человека в этом стихотворении прослеживается в использовании слова «пустыня». Какие художественные приёмы использует поэт?
Приём антитезы (тучка весело играет – утёс плачет, тучка молодая – старый утёс);
эпитеты (тучка золотая, влажный след, старый утёс);
олицетворения (ночевала тучка, тучка умчалась, утёс задумался и плачет);
метафоры (грудь утёса, по лазури весело играя, морщина утёса);
перифраз (влажный след – слеза).
Поэт в стихотворении «Утёс» раскрывает свой внутренний мир, показывает единение души и тела, то есть умение существовать в ладу с самим собой и окружающим миром.
Михаил Лермонтов прекрасно владел иностранными языками, активно переводил.
По мотивам творчества немецкого поэта Генриха Гейне он создаёт элегию «На севере диком».
О чём это стихотворение?
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Так начинается это произведение.
Перед нами таинственный северный пейзаж, где возникает образ засыпанной снегом, одинокой и тоскующей сосны. Эти строки передают состояние души поэта: он одинок, тоскует, чувствует себя покинутым. При этом поэт уверен, что есть кто-то, кто так же одинок, как и он, его родственная душа, вторая половинка. Поэтому и появляется в стихотворении образ одинокой пальмы на юге. Но они не могут соединиться.
Поэт обращается к приёму антитезы: юг и север противопоставлены, как сосна и пальма.
Лермонтов здесь также использует ряд изобразительных средств:
метафоры (… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, и снится ей, грустна… пальма растёт);
эпитеты (стоит одиноко, голая вершина, пустыня далёкая, прекрасная пальма);
сравнение (одета, как ризой).
Философские стихотворения очень точно передают душевное состояние поэта в той или иной ситуации. Благодаря лирическим произведениям мы понимаем, что переживал, о чём думал поэт, когда создавал свои творения.
2. Посмотрите видеоурок по теме
Д.з. стр. 155 - 160 учебника, готовиться к выразительному чтению стихотворения "Листок", выучить стихотворение "Утес"
Комментарии
Отправить комментарий