6а,в классы, литература

 12.11.21.

Тема: Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонотова

Цель: познакомиться с темой одиночества, оторванности человека от общества на примере стихотворений Михаила Лермонтова.

Вспомните!!!  

Запишите в словарик (в тетрадь) определения, которые не знаете 

Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.

Антитеза – стилистическая фигура речи, которая строится на резком противопоставлении слов, образов, мыслей.

Инверсия – обратный порядок слов, перестановка слов или словосочетаний 

Риторические вопросы – риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.

Стихотворение – художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.

Элегия  лирическое стихотворение, проникнутое грустью, а также музыкальная пьеса такого характера.


1. Теоретический материал для самостоятельного изучения

В последний год жизни Михаил Лермонтов много размышляет на темы радости и горя, одиночества, путешествий во времени и пространстве.

Об этом он пишет в стихотворениях «Листок», «Утёс», «На севере диком» и других своих произведениях. Поэт задумывается о своём предназначении. Он словно находится между разлукой и встречей, любовью и ненавистью.

Например, символом одиночества становится именно листок в одноимённом стихотворении поэта, где рассказывается о «приключении» листка, оторванного от дуба.

Показывается выбор жизненного пути лирического героя через образы природы. Жизнь листка поэт сравнивает с жизнью человека, который так же, как и листок, чувствует себя одиноким в обществе.

По жанру это стихотворение является элегией. Здесь мы видим переживания героя, тоску, одиночество, страдания. Появляется мотив оторванности от Родины.

Лермонтов вновь отправляется на Кавказ из Петербурга. Этот мотив мы уже встречали в стихотворении «Тучи».

В произведении «Листок» он также присутствует:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.

Судьбу человека Лермонтов аллегорично рассказывает в истории листка, странствующего вдали «от отчизны суровой». Жёлтому и засохшему листку, которому окружающий мир враждебен, противопоставляется зелёная чинара:

У Чёрного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;

На ветвях зелёных качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

Лермонтов переживает разлуку с близкими, родным домом. И, кажется, он чувствует свою обречённость, как этот листок. Листок-странник рассказывает чинаре о своей невесёлой судьбе, но она равнодушна.

В этой элегии встречаются разнообразные изобразительные средства:

эпитеты (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара, жестокая буря, райские птицы, листья изумрудные);

метафоры (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна, с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская, поют они песни про славу морской царь-девицы, ты пылен и жёлт – и сынам моим свежим не пара);

олицетворения (докатился до Чёрного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская) придают аллегоричность, «очеловечивают» образы чинары и листка.

Эти приёмы передают характер героев стихотворения, встречаются вопросы, не требующие ответов, риторические: «На что ты мне?», приём неправильного порядка слов в предложении, инверсия: «Чинара стоит молодая» и т.д.

Следующее пейзажно-философское стихотворение Михаила Лермонтова «Утёс».

Тема одиночества человека в этом стихотворении прослеживается в использовании слова «пустыня». Какие художественные приёмы использует поэт?

Приём антитезы (тучка весело играет – утёс плачет, тучка молодая – старый утёс);

эпитеты (тучка золотая, влажный след, старый утёс);

олицетворения (ночевала тучка, тучка умчалась, утёс задумался и плачет);

метафоры (грудь утёса, по лазури весело играя, морщина утёса);

перифраз (влажный след – слеза).

Поэт в стихотворении «Утёс» раскрывает свой внутренний мир, показывает единение души и тела, то есть умение существовать в ладу с самим собой и окружающим миром.

Михаил Лермонтов прекрасно владел иностранными языками, активно переводил.

По мотивам творчества немецкого поэта Генриха Гейне он создаёт элегию «На севере диком».

О чём это стихотворение?

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Так начинается это произведение.

Перед нами таинственный северный пейзаж, где возникает образ засыпанной снегом, одинокой и тоскующей сосны. Эти строки передают состояние души поэта: он одинок, тоскует, чувствует себя покинутым. При этом поэт уверен, что есть кто-то, кто так же одинок, как и он, его родственная душа, вторая половинка. Поэтому и появляется в стихотворении образ одинокой пальмы на юге. Но они не могут соединиться.

Поэт обращается к приёму антитезы: юг и север противопоставлены, как сосна и пальма.

Лермонтов здесь также использует ряд изобразительных средств:

метафоры (… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, и снится ей, грустна… пальма растёт);

эпитеты (стоит одиноко, голая вершина, пустыня далёкая, прекрасная пальма);

сравнение (одета, как ризой).

Философские стихотворения очень точно передают душевное состояние поэта в той или иной ситуации. Благодаря лирическим произведениям мы понимаем, что переживал, о чём думал поэт, когда создавал свои творения.

2. Посмотрите видеоурок по теме 

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7049/20210716095402/OEBPS/objects/e_litr_6_19_1/5dc5af20e20024775810142e.mp4

Д.з. стр. 155 - 160 учебника, готовиться к выразительному чтению стихотворения "Листок", выучить стихотворение "Утес"


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

9б класс, литература

10 класс, литература. План анализа лирического произведения