10 класс, литература

 12.11.21.

 Тема: Народно-поэтические истоки характера Катерины. Катерина как трагический характер. 

Цель: раскрыть особенности образа главной героини пьесы «Гроза» Катерины.

Задачи: проанализировать взаимоотношения персонажей пьесы, сопоставить их принципы жизни; выявить народно-поэтические качества образа Катерины;

 Основные понятия: 

«Домострой» — книга, содержащая правила и советы, касающиеся различных аспектов жизни, в том числе общественных, семейных, хозяйственных и религиозных.

Драма — литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Композиция литературного произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Пьеса — драматическое произведение для театрального представления.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

1. Теоретический материал для самостоятельного изучения

Всех персонажей «Грозы» Островский делит на властных самодуров и бесправных жертв. Несколько деспотичных людей подчиняют себе окружающих. Многие не могут освободиться от гнёта, а кто-то всё-таки пытается противостоять. Главная героиня пьесы — Катерина. Такое имя автор даёт ей не случайно. В переводе с греческого оно означает «чистая, непорочная». В произведении она — заложница семьи мужа и жертва унижения свекрови Кабанихи.

В родной семье девушка не знает печали. Отец и мать воспитывают её в любви и свободе: «Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». В доме родителей она любит ухаживать за цветами, ходит в церковь, соблюдает религиозные традиции, вышивает. Ей свойственны мечтательность и поэтичность, независимость и решительность. Для неё главное — жить согласно своей душе.

В доме Кабановых Катерина испытывает страх, одиночество, непонимание. Она печально говорит: «Я у вас завяла совсем…», «да здесь всё как будто из-под неволи». Там царят полное подчинение, унижение, ложь и лицемерие. Для Кабанихи главное — не дать жить по-своему. Это угнетает главную героиню, она глубоко несчастна: «...напраслину-то терпеть кому ж приятно!...» … «...да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?...» … «...кабы не свекровь!... Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны...».
Окружающие люди считают Катерину мудрёной, чудной, — они её не понимают. Девушка не умеет лгать, притворяться: «... что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю... Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу...». Критик Добролюбов говорит о ней: «Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, в которой живёт, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования...».

Безвольный муж, Тихон, не может защитить жену от нападок матери: «...мать на неё нападает, и ты тоже. А ещё говоришь, что любишь жену...»; «...а я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала...».

Героиня рассказывает сестре мужа Варваре о том, что до замужества у неё яркие сны, а после — редкие и безрадостные: «...А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то...». Островский раскрывает силу чувств, человеческое достоинство, нравственную чистоту Катерины. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь».

Добролюбов поясняет, что героиня выражает протест «против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Девушка не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на её живую душу». Катерина хочет найти единомыслие и поддержку. Она влюбляется в Бориса, понимая, что это — греховный поступок: «...ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем...», «...Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Героиня мечтает о взаимности и признаётся Борису: «...давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы всё шла за тобой и не оглянулась бы...». Но Борис предательски оставляет её одну.

На наших глазах происходит внутренняя борьба. Девушка пытается понять, что для неё лучше: выбор по сердцу или смирение и подчинение миру самодуров. Критик Писарев отмечает: «Борьба неизбежна — борьба не только с окружающим порядком, олицетворённым в свекрови, но и с самой собою, потому что Катерина замужняя, очень хорошо понимает неуместность своей любви к Борису». Через некоторое время она признаётся мужу: «...А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала?» — «В первую же ночь я ушла из дому... И все-то десять ночей я гуляла...».

Не выдержав мучений, героиня погибает, бросившись в Волгу. Сергей Захарович Бураковский в своей книге об Островском поясняет: «Самая основная и глубокая сторона её внутренних мучений — это греховность её любви, строгая религиозность её натуры. Последним определяющим мотивом её смерти ... служит её внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства...».

Добролюбов подчёркивает: «В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой её гибели… Характер Катерины — шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни…».

В доме Кабановых царят полное подчинение, унижение, ложь и лицемерие. Для Кабанихи главное — не дать жить по-своему. Это угнетает главную героиню, она глубоко несчастна: «...напраслину-то терпеть кому ж приятно!..» … «...Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» … «Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны...». Окружающие люди считают Катерину мудрёной, чудной, — они её не понимают.

2. Посмотрите видеоурок по теме https://resh.edu.ru/subject/lesson/5785/main/11677/

3. Д.з. 

1. Прочитайте внимательно материал для самостоятельного изучения (см. выше)

2. Главное, на ваш взгляд, из предыдущей лекции (за 11.11.21.) запишите в тетрадь

3. ДОЧИТАТЬ ДРАМУ "ГРОЗА"!!!



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

9б класс, литература

10 класс, литература. План анализа лирического произведения