10 класс, русский язык
08.11.21.
Тема урока: Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. (по Гольцовой)
Цели: формировать навык написания чередующихся гласных в корнях слов, умение отличать чередующиеся гласные от других орфограмм гласных в корнях слов, расширить кругозор за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас.
Задачи: 1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов; 2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой; 3) подготовиться к ЕГЭ
1. ПОВТОРИТЬ теоретический материал на стр. 118-123, п.23.
2. Пройти по ссылке и посмотреть видео по теме
3. ВЫУЧИТЬ таблицу (если удобнее, то же самое в п. 23)
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Чередующиеся гласные |
||
Условия выбора гласной |
Корень |
Примеры |
1. Выбор зависит от конечной согласной корня |
- раст-
ращ- рос— |
расти, выращенный, заросли Исключение: росток, Ростов, Ростислав,
ростовщик, отрасль |
- лаг –
лож- |
слагаемое, сложение |
|
-
скак – скоч- |
скакать, выскочить Исключение: скачок, скачу |
|
2. От наличия суффикса –А – после корня |
-бер
– бир— -дер
– дир— -мер
– мир— -пер
– пир— -тер
– тир— -блест
– блист- -жег
– жиг - -стел
– стил- -чет
– чит— |
выберешь – выбираешь выдернуть – выдираешь замер – замирать запер – запирать вытер – вытирать блестящий – блистательный выжег – выжигать постелить – постилать вычет – вычитать Исключения: сочетать, сочетание,
чета |
-кос
– кас- |
Коснулся - касался |
|
-а(я)
– им- -а(я)
– ин - |
Нанять = нанимать снять - снимать |
|
3. От ударения |
-
гор – гар- без
ударения О |
угар — угореть |
-зор
– зар- без
ударения а |
зорька – заря |
|
-твор-твар- без
ударения о |
Творец, сотворить |
|
Плав-
плов под ударением и
без ударения пишется а |
плавательный, поплавок Исключения: пловец,
пловчиха,плывуны |
|
4. От лексического значения |
-мак
– мок- мак-
(погружать в жидкость) мок-(пропускать
жидкость) |
обмакнуть перо непромокаемый плащ |
равн – ровн- равн (одинаковый) -ровн-
(прямой, гладкий) |
уравнение заровнять Исключения: уровень, ровесник, равнина,
равняйсь, равнение направо. |
|
Чередование
согласных |
||
Среди
наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие: з – ж – г (друзья – подружка – подруга); ц – ч – к (лицо – личико – лик); с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать); ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить); щ – ск (лощеный – лоск); щ – ст (мощеный-мост); бл - б (гублю – губить); вл – в (ловлю – ловить); мл – м (кормлю – кормить); пл – п (куплю-купить) и другие. Правила
русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При
этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для
проверки используется чередование согласных в корне слова. |
4. ИЗУЧИТЬ (вспомнить) и выучить материал на стр. 125-126, п.24 - Употребление гласных после шипящих.
5. Д.з. п. 23,24, упр. 134. Правило письменно оформить в тетради в любой форме, можно составить кластер. Упражнение выполнить устно (карандашом в учебнике)
Комментарии
Отправить комментарий