10 класс, русский язык

 08.11.21.

Тема урока: Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих.  (по Гольцовой)

Цели: формировать навык написания чередующихся гласных в корнях слов, умение отличать чередующиеся гласные от других орфограмм гласных в корнях слов, расширить кругозор за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас.

Задачи: 1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов; 2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой; 3) подготовиться к ЕГЭ

1. ПОВТОРИТЬ теоретический материал на стр. 118-123, п.23.

2. Пройти по ссылке и посмотреть видео по теме 

https://youtu.be/wFXEF1R43xs

3. ВЫУЧИТЬ таблицу (если удобнее, то же самое в п. 23)


ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Чередующиеся гласные

Условия выбора гласной

Корень

Примеры

 

1. Выбор зависит от конечной согласной корня

- раст- ращ- рос

 

 

расти, выращенный, заросли

Исключение:  росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

- лаг – лож-

слагаемое, сложение

- скак – скоч-

 

скакать, выскочить

Исключение: скачок, скачу

 

2. От наличия суффикса –А – после корня

-бер – бир—

-дер – дир—

-мер – мир—

-пер – пир—

-тер – тир—

-блест – блист-

-жег – жиг -

-стел – стил-

-чет – чит

 

выберешь – выбираешь

выдернуть – выдираешь

замер – замирать

запер – запирать

вытер – вытирать

блестящий – блистательный выжег – выжигать

постелить – постилать

вычет – вычитать

Исключениясочетать, сочетание, чета

-кос – кас-

Коснулся - касался

-а(я) – им-

-а(я) – ин -

Нанять = нанимать

снять -  снимать

 

3. От ударения

- гор – гар-

без ударения  О

угар —  угореть

 

-зор – зар-

без ударения а

зорька – заря
НО! зоревать, зорянка(птица)

-твор-твар-

без ударения  о

Творец, сотворить

 

Плав- плов

под ударением и  без     ударения пишется  а

плавательный, поплавок

Исключенияпловец, пловчиха,плывуны

 

4. От лексического значения

-мак – мок-

мак- (погружать в жидкость)

мок-(пропускать жидкость)

обмакнуть перо

непромокаемый плащ

 

 равн – ровн-

 равн (одинаковый)

овн-  (прямой, гладкий)

уравнение

заровнять

Исключенияуровень, ровесник, равнина, равняйсь, равнение направо.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

з – ж – г (друзья – подружка – подруга);

ц – ч – к (лицо – личико – лик);

с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);

ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);

щ – ск (лощеный – лоск);

щ – ст (мощеный-мост);

бл - б (гублю – губить);

вл – в (ловлю – ловить);

мл – м (кормлю – кормить);

пл – п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.


4. ИЗУЧИТЬ (вспомнить) и выучить материал на стр. 125-126, п.24 - Употребление гласных после шипящих.

5. Д.з. п. 23,24, упр. 134. Правило письменно оформить в тетради в любой форме, можно составить кластер. Упражнение выполнить устно (карандашом в учебнике)





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

11 класс, русский язык

9б класс, литература