10 класс, литература

 04.10.21.

Тема урока: Творческая история романа «Что делать?». Проблематика, жанр, композиция. "Старый мир" в изображении Чернышевского

Цели: познакомиться  с творческой историей романа «Что делать?», узнать о прототипах героев романа, о проблематике, жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила книги Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу. 

Ход урока: 

1. Актуализация знаний.

 Запишите в тетрадях тему урока. Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок по теме

https://youtu.be/sp8h-uGVmpM                                  

Проверьте себя по вопросам (опираясь на статью в учебнике и видеофильм): 

1) Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом?

2) В чем значение диссертации Чернышевского для его времени? Что в ней актуального для наших дней?

2. Изучение нового материала

Творческая история романа «Что делать?».
Прототипы романа

Самый известный роман Чернышевского «Что делать?» был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости за кратчайшие сроки: начат 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года. Рукопись романа  прошла двойную цензуру. В первую очередь с произведением Чернышевского познакомились члены следственной комиссии, а затем цензор «Современника». Сказать, что цензура полностью «просмотрела» роман, не совсем верно. Цензоры  указывали на то, что «это произведение… оказалось апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми». 

Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (таково полное название произведения Чернышевского) вызвал  неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь: «Молодые люди толпою пошли за Лопуховым и Кирсановым, молодые девушки заразились примером Веры Павловны… Меньшинство нашли себе идеал… в Рахметове». Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором.

В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др.

О прототипах. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова.  Таким  образом,  прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.

В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала  и  революционную  работу.  (В  романе  есть  эпизод,  когда  Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.

Роман «Что делать?» Чернышевский посвятил своей жене Ольге Сократовне. В своих воспоминаниях она записала: «Верочка (Вера Павловна) – я, Лопухов взят с Бокова».

В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой.

Проблематика романа

В  «Что делать?»  автор  предложил  открытую  Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля (в основном из разночинцев),  сменившего  тип  «лишнего человека». «Нигилизму» Е. Базарова противостоят взгляды «новых людей»,  его одиночеству и трагической смерти – их сплоченность и стойкость. «Новые люди» – главные герои романа.

О композиции романа. Роман Чернышевского построен так, что жизнь, действительность, предстает в нем в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя; настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений. Будущее – это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»). Композиция романа передает движение от прошлого к настоящему и будущему. Автор не только мечтает о революции в России, он искренне верит в ее осуществление.

О жанре. Единодушного мнения в этом вопросе нет. Ю. М. Прозоров считает «Что делать?» Чернышевского – социально-идеологическим романом, Ю. В. Лебедев – философско-утопическим романом, созданным по законам, типичным для этого жанра. Составители биобиблиографического словаря «Русские писатели» считают «Что делать?» художественно-публицистическим романом .

(Есть мнение, что роман Чернышевского «Что делать?» семейно-бытовой, детективный, публицистический, интеллектуальный и др.)

3. Домашнее задание. 

1. Прочитайте статью в учебнике на стр. 123-130 (Роман "Что делать?")

2. Ответьте на "Вопросы для самопроверки" на стр. 130 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

11 класс, русский язык

9б класс, литература