10 класс, литература
04.10.21.
Тема урока: Творческая история романа «Что делать?». Проблематика, жанр, композиция. "Старый мир" в изображении Чернышевского
Цели: познакомиться с творческой историей романа «Что делать?», узнать о прототипах героев романа, о проблематике, жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила книги Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
Запишите в тетрадях тему урока. Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок по теме
Проверьте себя по вопросам (опираясь на статью в учебнике и видеофильм):
1) Можно ли назвать жизнь и творчество писателя
подвигом?
2) В чем значение диссертации Чернышевского для его
времени? Что в ней актуального для наших дней?
2. Изучение нового материала
Творческая история романа «Что делать?».
Прототипы романа
Самый известный роман Чернышевского «Что делать?» был
написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости за
кратчайшие сроки: начат 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года.
Рукопись романа прошла двойную цензуру.
В первую очередь с произведением Чернышевского познакомились члены следственной
комиссии, а затем цензор «Современника». Сказать, что цензура полностью
«просмотрела» роман, не совсем верно. Цензоры указывали на то, что «это произведение… оказалось апологией образа мыслей и действий той
категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием
«нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми».
Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (таково
полное название произведения Чернышевского) вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая
молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники
Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия
романа на молодежь: «Молодые люди толпою пошли за Лопуховым и Кирсановым,
молодые девушки заразились примером Веры Павловны… Меньшинство нашли себе
идеал… в Рахметове». Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа,
требовали жестокой расправы с автором.
В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С.
Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др.
О прототипах. Литературоведы считают, что в основу
сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра
Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить
ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева
полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким
образом, прототипами Лопухова
стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.
В образе Рахметова замечены черты Бахметьева,
саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на
издание журнала и революционную
работу. (В романе
есть эпизод, когда
Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его
сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были
присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.
Роман «Что делать?» Чернышевский посвятил своей
жене Ольге Сократовне. В своих воспоминаниях она записала: «Верочка (Вера
Павловна) – я, Лопухов взят с Бокова».
В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой.
Проблематика романа
В «Что делать?» автор предложил открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля (в основном из разночинцев), сменившего тип «лишнего человека». «Нигилизму» Е. Базарова противостоят взгляды «новых людей», его одиночеству и трагической смерти – их сплоченность и стойкость. «Новые люди» – главные герои романа.
О композиции романа. Роман Чернышевского построен так,
что жизнь, действительность, предстает в нем в трех временных измерениях: в
прошлом, настоящем и будущем. Прошлое – старый мир, существующий, но уже
изживающий себя; настоящее – это появившиеся положительные начала жизни,
деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений. Будущее –
это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»). Композиция романа
передает движение от прошлого к настоящему и будущему. Автор не только мечтает
о революции в России, он искренне верит в ее осуществление.
О жанре. Единодушного мнения в этом вопросе
нет. Ю. М. Прозоров считает «Что делать?» Чернышевского – социально-идеологическим
романом, Ю. В. Лебедев – философско-утопическим романом, созданным
по законам, типичным для этого жанра. Составители биобиблиографического
словаря «Русские писатели» считают «Что делать?» художественно-публицистическим
романом .
(Есть мнение, что роман Чернышевского «Что делать?»
семейно-бытовой, детективный, публицистический, интеллектуальный и др.)
3. Домашнее задание.
1. Прочитайте статью в учебнике на стр. 123-130 (Роман "Что делать?")
2. Ответьте на "Вопросы для самопроверки" на стр. 130
Комментарии
Отправить комментарий