10 класс, родной язык
26.10.21.
Тема: Назначение грамматики. Орфография и стили речи. Подготовка к ЕГЭ.
Цели: продолжение работы над подготовкой к ЕГЭ, формирование орфографической и грамматической зоркости.
Руфия Фазлиева приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.
Тема: Родной язык, 10 класс
Время: 26 окт. 2021 08:10 AM Екатеринбург
Подключиться к конференции Zoom
https://us04web.zoom.us/j/7295676025?pwd=bkhtRlNxL3E3SnZCTU1oSFNHcHJNQT09
Идентификатор конференции: 729 567 6025
Код доступа: 1
Вариант 1
Часть 1
Прочитайте
текст и выполните задания 1—3. |
Принято
считать, что самовары впервые появились у римлян. При раскопках Помпеи был
обнаружен бронзовый сосуд с краном, на трех «лапах» и со съемной крышкой. В
Китае, довольно изолированном от всего прочего мира, существовал свой
собственный самовар, имевший металлический корпус, отделение для дров и
служивший тоже для нагрева воды. Есть
версия, что самовар был привезен к нам из Голландии при Петре Великом, но
документального подтверждения этой версии не найдено. <…> другим источникам, в Туле в 1778
году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую.
Недаром Тула называется самоварной столицей России. На Руси пили горячий чай помногу – на дворе сильный мороз, блюдечко
держали на вытянутых пальцах. Пили, обжигаясь, дуя на блюдечко с чаем.
Разговор вели так же чинно, не торопясь, четырёхведерный самовар постоянно
отдавал жаром и теплом. |
1. Укажите варианты ответов, в
которых даны верные характеристики
фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основной функционально-смысловой тип речи текста —
рассуждение, так как устанавливаются причинно-следственные связи между
явлениями, а не излагается их хронологическая последовательность.
2) Употребление
имён собственных, числительного способствует точности, конкретности изложения.
3) Эмоциональность текста усиливается использованием
обособленного дополнения, обособленных определений, выраженных причастными
оборотами обособленных обстоятельств,
выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
4) Обобщение в тексте достигается за счёт употребления
неопределённо-личных предложений.
5) В тексте реализована имитация непосредственного
общения с помощью форм 3-го лица глагола, слов разговорного стиля: помногу, четырёхведерный
2. Самостоятельно подберите
производный предлог, который должен
стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запишите этот
производный предлог.
3. Прочитайте фрагмент словарной
статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором
это слово употреблено в третьем (3)
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в
приведён ном фрагменте словарной статьи. МИР-м.р, -а
1)Отдельная область Вселенной, планета. Звездные миры.
2.Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений. Мир звуков. Внутренний
мир человека. Мир увлечений.
3. Объединенное по каким-нибудь признакам человеческое
общество, общественная среда, строй. Античный
мир. Капиталистический мир. Мир социализма. Научный мир
4.Совокупность всех форм материи в земном и
космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.
5. Светская жизнь, в Anti монастырской жизни, церкви
6.Сельская община с ее членами. С миру по нитке - голому рубашка (посл.).
7. Земной шар,
Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь мир. Первые в мире. Чемпион мира.
9.Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье мир. Борьба за
сохранение мира на Земле.
10. Соглашение воюющих сторон о прекращении
войны. Заключить мир
11.Спокойствие, тишина. Мир полей. Мир вашему дому!
8. Установите соответствие между
грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
Грамматические
ошибки |
Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении
предложения с однородными членами В) нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением Г) ошибка в предложении с прямой речью Д) неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом (ошибка в управлении) |
1) В Камаресе можно купить
аутентичную керамику острова и полюбоваться несколькими живописными
постройками, например, церковью Святой Марины у подножия горы. 2) К куску фирменной запеканки,
отрезанной в виде треугольника, подали немного мороженого. 3) Долина реки Клондайк
неподалеку от впадения её в Юкон сверху напоминает творение
художника-абстракциониста. 4) Овощи и фрукты служат
источником только трёх витаминов: С, бета-каротин и фолиевая кислота. 5) Как писал Иван Андреевич
Крылов: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт...» 6) Путешествуя сейчас по
идиллической сельской Сицилии, основному поставщику апельсинов и эмигрантов
на индустриальный север Италии, с трудом представляешь, что именно она, а не
Тоскана настоящая прародина итальянского Возрождения. 7) Согласно приказа № 167 от 3
мая 2014 г. руководители отделов обязаны сдавать письменный отчёт не позднее
десятого числа каждого месяца. 8) Внешность мары напоминает
результат фотошопа: голова, как у кенгуру, уши, как у зайца, туловище, как у
лани, но на высоких собачьих ногах. 9) В журнале «Науке и жизни»
говорится, что для решения возникающих проблем собаки используют своё умение
просить помощи человека. |
9.Укажите варианты ответов, в которых
во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) авиакомпания;
импровизация; горизонт; роскошный;
поднимать;
2) строжайший;
приземлённый; поглощение; методика; раздевалка;
3) приоритет; палисадник; привилегированный; голодание; удивление;
4) макать (в молоко);
уравнение; равнина; обжигание; пробираться;
5) вплотную;
пластилин; грязнуля; заледенелый; загляденье.
Комментарии
Отправить комментарий