6а класс, русский язык

 22.09.21., 23.09.21.

Тема урока: Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. 

(§ 15,16)

1. Теоретический материал для изучения

Вы уже знаете, что такое текст. Это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединённых общей темой и идеей.  Разговаривая, мы создаём устный текст; записывая что-то, мы создаём письменный текст.

Вспомним, что такое тема текста.  Это то, о чём повествуется, что описывается. Чаще всего она бывает сформулирована в заглавии.

Идея текста – это то, для чего создан текст, его основная мысль. Единство текста помогают создать слова одной и той же тематической группы. Это слова, называющие такие предметы, явления, действия, которые связаны между собой в жизни. В одну и ту же тематическую группу могут входить слова разных частей речи.

Прочитайте небольшой отрывок из рассказа Виктора Голявкина

«Как я под партой сидел».

«Только к доске отвернулся учитель, а я раз ‒ и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится. Интересно, что он подумает? Станет спрашивать всех, куда я делся, ‒ вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. "Когда же, ‒ думаю, ‒ он увидит, что меня в классе нет?" А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я ‒ никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:

‒ Извините, Пётр Петрович.

Учитель спрашивает:

‒ В чём дело? К доске хочешь?

‒ Нет, извините меня, я под партой сидел…

‒ Ну и как, там удобно сидеть, под партой? Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках».

Какие слова из рассказа можно отнести к тематической группе с обобщающим словом «школа»? Конечно, это такие слова, как доска, парта, учитель, пол-урока, класс. Нам становится понятно, что событие происходит в школе.

Для понимания идеи текста необходимо выделить и ключевые слова. Это те слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку, определяют содержание текста. Например, в стихотворении Осипа Мандельштама «Калоша»:

Для резиновой калоши

Настоящая беда,

Если день – сухой, хороший,

Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять:

То ли дело шлёпать в луже,

Через улицу шагать!

Ключевыми словами, помогающими понять основную мысль, являются такие слова, как калоша, беда, день сухой, шлёпать в луже. Калоши нужны для того, чтобы в них ходить по улице в сырую погоду, они защищают обувь от воды.

Как известно, текст может принадлежать к одному из типов речи. Какой приём вы используете, чтобы различать типы речи? Конечно, ставите вопрос. При описании можно поставить вопрос «какой?», при рассуждении – «почему?», при повествовании – «что случилось?».

Создавая текст-повествование, вы говорите о следующих друг за другом событиях. В предложениях текста присутствует указание на время и на лицо, которое совершает действие. Это и есть тема, то, о чём вы будете рассказывать. Нужно продумать, для чего вы рассказываете о том или ином событии? Это будет идея. Кто будет главным действующим лицом? Так создаётся рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека. Что ещё нужно знать, создавая рассказ?

У рассказа есть свои характерные признаки в построении. Он состоит из завязки, события, с которого начинается действие, непосредственно развития действия, кульминации – самого напряжённого момента развития и развязки события. 

ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДИ:

Композиция рассказа
  1. Вступление (экспозиция) – указание места, времени и участников события.
  2. Завязка – момент, с которого начинается событие.
  3. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии событий.
  4. Развязка – заключительный момент действия.
  5. Заключение – итог.
2. Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок 

3.Прочитайте о ключевых словах в учебнике на стр. 39-44. 
4. Д.з.  § 15,16, упр. 78 письменно; упр. 72 или 73 письменно в тетради.  
    Работы отправлять НЕ НУЖНО (ПОКА)


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

9б класс, литература

10 класс, литература. План анализа лирического произведения