02.12.20.
Тема: Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"
Цель: познакомиться с произведением Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
Задачи: узнать о жизни крестьянских детей ХIХ века;прочитать и проанализировать произведение «Крестьянские дети»;получить представление о стилистике произведения и узнать значение устаревших слов и выражений.
Знаете ли вы, во что играли дети двести с лишним лет назад, чем они интересовались, как проводили время? В произведении «Крестьянские дети» Николай Некрасов показывает картины из жизни ребятишек ХIХ века, их заботы и забавы.

«Деревенские мальчишки» Художник Н. П. Богданов-Бельский, 1916 г.
Крестья́нин (мужик, землепашец, селянин) – сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур.
Крепостное право – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала.
Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.
Просторечия – слова разговорной речи, используемые в литературном языке как средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого и т. п. оттенка.
Диалект – язык общения между людьми, связанными одной территорией.
Вирши – стихи.
Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.
Мякина – остатки колосьев.
Застить – заслонять.
Оскома – ощущение вязкости и кислоты во рту.
Вестимо – конечно, разумеется.
Чухонцы – сани без кузова для перевозки дров.
Потрафлять – угождать.
Рига – большой сарай для сушки снопов хлеба.
Узда – часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животным
1. Материал для изучения
Николай Некрасов родился в семье помещика, но все детство провел с крестьянскими детьми. Общался он с ними на равных, ходил вместе на речку, в лес за грибами и ягодами, поэтому с ранних лет не понаслышке знал о жизни деревенских ребят. Повзрослев, поэт часто ездил на охоту и рыбалку в места детства – окрестности села Грешнево в Ярославской области. Охота была его излюбленным увлечением. Вероятно, такой интерес он перенял у отца – заядлого охотника. На охоте Некрасов также знакомился с крестьянами, расспрашивал их о быте и трудностях. А после использовал эти рассказы в своих произведениях. Так, после одной из таких поездок на охоту и родилось стихотворение «Крестьянские дети». О детях, выросших на воле, на природе, со своими радостями и трудностями. Оно вышло в свет в 1861 году, в год отмены крепостного права. В то время это была самая злободневная тема, и она, конечно, мощно звучала в стихах Некрасова.
По жанру «Крестьянские дети» – небольшая поэма, отражающая чувства автора и его личное отношение к героям. Сюжет привлекает своей простотой и яркостью красок. В первых строках Некрасов-охотник радуется возвращению в родные края. Местные ребята с удивлением разглядывают незнакомого барина. Он предаётся воспоминаниям о своём детстве, об играх с крестьянской ребятнёй, рассуждает о нелёгком детском труде. Приводит в пример встречу с 6-летним «мужичком» Власом: мальчик гордится, что ему поручили такую важную работу – отвозить дрова. В финале стихотворения автор с юмором вспоминает о спектакле его пса Фингала для деревенских детишек.
Главная идея произведения – несмотря на то, что детство у крестьянских детей весёлое, полное ярких впечатлений, без должного обучения их ждет тяжёлая жизнь. А это крестьянское счастье, даже когда труд в радость, – всего лишь иллюзия свободы.
С ранних лет ребёнок из крестьянской семьи ХIХ века приучался ко взрослому труду. Уже в 6 лет мальчик мог помогать укладывать сено и солому в стога, рыбачить, ездить верхом, собирать хворост – мелкие сухие ветки для розжига печи, мастерить игрушки из подручных материалов, плести разные короба и лапти. С 9 лет ребята привлекались для помощи отцу в изготовлении мебели, упряжи и других необходимых в хозяйстве вещей. В 11-12 лет мальчику уже поручали пахать отдельный кусок земли. К мальчикам как к будущим кормильцам семьи требования были выше, чем к девочкам.
Однако девочек также сызмальства приучали к работе по хозяйству. В 8 лет девочка уже умела доить корову, шить, ткать на прялке, готовить несложную еду, помогать матери в уходе за младшими братьями и сёстрами, за домашней птицей и скотиной. В 10 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». Плату часто брали натуральными продуктами – картошкой, тыквой, зерном.
В работе на огороде обычно участвовала вся семья, урожай часто поручали собирать и подросткам.
Автор противопоставляет крестьянским ребятишкам избалованных городских детей, у которых нет этой связи с природой, «поэзии детства».
Стихотворение «Крестьянские дети» богато сочным, ярким языком, наполнено диалектными выражениями и устаревшими словами из народного обихода: «вирши» – стихи, «вереница» – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим; «кинулись прочь» – убежали; «мякина» – остатки колосьев, «не засти» – не заслоняй, «разом» – одновременно, «оскома» – ощущение вязкости и кислоты во рту, «вестимо» – конечно, разумеется; «чухонцы» – сани без кузова для перевозки дров, «потрафлять» – угождать, «ступай» – иди, «рига» – большой сарай для сушки снопов хлеба, «сноп» – связанный пучок колосьев какого-нибудь злака...
После отмены крепостного права крестьяне получили личную свободу и землю, но на условиях выкупных платежей, которые были непосильны для большинства крестьянских семей. Только тяжёлый труд помогал деревенским жителям спастись от нужды, большая ответственность за выживание семьи легла и на детей. «Крестьянские дети» по праву считаются отражением эпохи крепостничества.
Кроме приобщения к труду, детям прививались и моральные принципы – учили почитать старших, уважать чужой труд, быть гостеприимными и любить родной край.
Раздумья о судьбе крестьянских детей навевают автору мысли о судьбе всей России и всего русского народа.
2. Прочитайте стихотворение Некрасова "Крестьянские дети", стр. 176 - 186
3. Посмотрите видеоурок по теме https://resh.edu.ru/subject/lesson/7382/main/245398/
Д.з. Изучить материал урока, выразительно читать стихотворение "Крестьянские дети", ответить на вопросы на стр. 186. (устно)
Комментарии
Отправить комментарий