5а класс, русский язык

 04.12.20. (2 урока)

Тема: Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»

       Цель: повторить знания, полученные при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация», уметь находить грамматическую основу и второстепенные члены предложения, характеризовать предложение с точки зрения его структуры; синтаксический разбор неосложнённого и осложнённого предложения.


ВСПОМНИТЕ!!!

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения, их роль в речи.

Основной единицей синтаксиса является предложение. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Предложение содержит высказывание (мысль) о чём-то или о ком-то.

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные или вопросительные.

По интонации: восклицательные или невосклицательные.

Предложение не может существовать без грамматической основы. Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это то, о чём идёт речь в предложении. Сказуемое – это то, что говорится о подлежащем.

По составу грамматической основы принято выделять односоставные и двусоставные предложения. Односоставные предложения – это предложения, в которых есть только один главный член предложения. Двусоставные предложения – это предложения, в которых есть и подлежащее и сказуемое.

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматических основы).

Грамматическую основу предложения распространяют второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства.

По наличию второстепенных членов предложения бывают распространённые и нераспространённые. Распространённые предложения – это предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.

Также предложения могут быть осложнёнными или неосложнёнными. Осложняют простые предложения однородные члены и обращение.

Пунктуация – это часть правописания, наряду с орфографией.

Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания. Все пунктуационные правила делятся на четыре группы:

– знаки препинания в конце предложения;

– знаки препинания внутри простого предложения;

– знаки препинания между частями сложного предложения;

– знаки препинания в предложениях с прямой речью.

В 5 классе мы разобрали несколько пунктуационных правил.

Пунктуационное правило

Пример

Тире между подлежащим и сказуемым.

Детство – это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды. (В. Санин)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Светлой змейкой ручейки вьются, пенятся, журчат. (В.А. Жуковский)

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Вот что, князь, тебя смущает? (А. Пушкин)

Знаки препинания между частями сложного предложения.

Вдруг ветер с севера завоетметель с морозом налетит. (К. Аксаков)

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

«Где ты был?» – поинтересовалась мама.



Посмотрите видеоурок по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7654/main/294432/


       2-й урок 

Тема: Фонетика. Гласные звуки

С детства нас окружают разнообразные звуки: пение птиц, журчание ручейка, раскаты грома, шум машин. Мы слышим звуки родной речи, голос мамы. Разговаривая, человек не задумывается о том, как он понимает звучащую речь, и о том, как он её производит. Этим занимается фонетика.

        Посмотрите видеоурок по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7655/main/264294/

 Д.з. 1. Подготовиться к контрольной работе по разделу "Синтаксис и пунктуация" 
 Изучить (вспомнить) материал (см. выше) Запомнить!Выучить! 

2. Прочитать по учебнику п. 50, 51. Вспомнить (из начальных классов), что такое гласные и согласные звуки. Выполните упр. 267 УСТНО!.
 





 




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

11 класс, русский язык

9б класс, литература