5а класс, русский язык
04.12.20. (2 урока)
Тема: Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель: повторить знания, полученные при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация», уметь находить грамматическую основу и второстепенные члены предложения, характеризовать предложение с точки зрения его структуры; синтаксический разбор неосложнённого и осложнённого предложения.
ВСПОМНИТЕ!!!
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения, их роль в речи.
Основной единицей синтаксиса является предложение. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Предложение содержит высказывание (мысль) о чём-то или о ком-то.
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные или вопросительные.
По интонации: восклицательные или невосклицательные.
Предложение не может существовать без грамматической основы. Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это то, о чём идёт речь в предложении. Сказуемое – это то, что говорится о подлежащем.
По составу грамматической основы принято выделять односоставные и двусоставные предложения. Односоставные предложения – это предложения, в которых есть только один главный член предложения. Двусоставные предложения – это предложения, в которых есть и подлежащее и сказуемое.
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматических основы).
Грамматическую основу предложения распространяют второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства.
По наличию второстепенных членов предложения бывают распространённые и нераспространённые. Распространённые предложения – это предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.
Также предложения могут быть осложнёнными или неосложнёнными. Осложняют простые предложения однородные члены и обращение.
Пунктуация – это часть правописания, наряду с орфографией.
Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания. Все пунктуационные правила делятся на четыре группы:
– знаки препинания в конце предложения;
– знаки препинания внутри простого предложения;
– знаки препинания между частями сложного предложения;
– знаки препинания в предложениях с прямой речью.
В 5 классе мы разобрали несколько пунктуационных правил.
Пунктуационное правило | Пример |
Тире между подлежащим и сказуемым. | Детство – это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды. (В. Санин) |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Светлой змейкой ручейки вьются, пенятся, журчат. (В.А. Жуковский) |
Знаки препинания в предложениях с обращениями. | Вот что, князь, тебя смущает? (А. Пушкин) |
Знаки препинания между частями сложного предложения. | Вдруг ветер с севера завоет, метель с морозом налетит. (К. Аксаков) |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | «Где ты был?» – поинтересовалась мама. |
С детства нас окружают разнообразные звуки: пение птиц, журчание ручейка, раскаты грома, шум машин. Мы слышим звуки родной речи, голос мамы. Разговаривая, человек не задумывается о том, как он понимает звучащую речь, и о том, как он её производит. Этим занимается фонетика.
Комментарии
Отправить комментарий