5а,русский язык
02.12.20.
Тема: Прямая речь. Диалог.
Цель: знакомство со строением предложений с прямой речью и диалогом, с оформлением таких предложений на письме.
Задачи: развивать умение различать слова автора и прямую речь, правильно оформлять их с точки зрения пунктуации;научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом.
Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.
Диалог – это разговор двух или более лиц.
1. Материал для изучения
Когда мы хотим передать слова собеседника или свои собственные, но сказанные ранее, то мы используем предложения с прямой речью.
Прямая речь – это дословная, точная передача чужого высказывания. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Рассмотрим предложение из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
Слов автора и прямая речь связываются без союзов, по смыслу и при помощи интонации. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё или в середине прямой речи. Найдём все варианты в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».
В словах автора часто употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, спросить, вспомнить и т.д.
На письме прямая речь выделяется кавычками.
В схемах прямая речь обозначается буквой П, п, слова автора – А, а. В нашем учебнике прямая речь обозначается заштрихованным прямоугольником, а слова автора – прямоугольником без штрихов.
Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью выглядят следующим образом.
В первом столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора расположены перед прямой речью. Обратите внимание, что точка ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки и многоточие – внутри кавычек.
Во втором столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора стоят после прямой речи. Обратите внимание, что во всех схемах слова автора пишутся с маленькой буквы.
В третьем столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора разрывают прямую речь. Более подробно с этими правилами вы будете знакомиться позже.
Прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать.
Все реплики диалога даются с нового абзаца, и перед каждой репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.
Прочитайте фрагмент повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и обратите внимание на оформление диалога. В первой реплике приведён пример с использованием слов автора в диалоге.
На покрытой мешками соломе вокруг Тимура расположились ребята.
– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.
– Чего же она плачет?
– Спрашивал – не говорит.
– А ты спросил бы получше… Может быть, кто-нибудь её поколотил… обидел?
– Спрашивал – не говорит.
– А велика ли девчонка?
– Четыре года.
– Вот ещё беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?
– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.
2. Посмотрите видеоурок по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7653/main/264542/
Д.з.
1. Изучить материал урока, схемы предложений с прямой речью записать в тетрадь.
2. Внимательно посмотреть (еще раз) видеоурок.
3. Прочитать п. 48, 49, правила запомнить. Выполнить упр. 247 в тетради письменно. Отправлять НЕ НУЖНО. Готовимся к проверочной работе по п. 40, 42, 44, 46,48,49. Завтра эти тем еще повторим.
Комментарии
Отправить комментарий