9б класс, литература

 26.11.20.

Тема: 

«Анализ 1 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». День Онегина в Петербурге.                                

Цели урока:
                     Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему;
                     совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь ;


                     1 глава романа должна быть прочитана!!!   Работа с текстом, анализ 1 главы. Сделайте краткие записи в тетрадях. 

                                                          

Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830). Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа.  Здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва.

Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. 2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.

Композиция:  Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.

В романе 2 главных героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это художественный образ.  Действие развивается с 1819 по 1825 год.

Анализ 1 главы «День Онегина»  (история болезни души Онегина)

-Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин?  (Глава открывается внутренним монологом героя. Недоволен тем, что надо подчиняться тому, в чём не видит смысла, но что приходится исполнять – устройство собственного благополучия, подорванного долгами).

-Почему Онегин соглашается на роль, которую он сам оценил как «низкое коварство»? (Онегин равнодушен ко всему, кроме чувства собственного достоинства и независимости).

-Проследите, каков  образ жизни юного Онегина, столичного повесы, его пристрастия и причуды, образование и воспитание 

Повеса - человек, ведущий праздный, легкомысленный образ жизни, проводящий время в проказах, бездельник

Биография Онегина

1.                  Воспитание (3-4 строфы)

2.                  Образование (5 строфа)

3.                  Круг чтения (6-8 строфы)

4.                  Интересы (10-12 строфы)

-Какое воспитание получил Онегин?

Дополните предложения:

Родился на …; отец жил …;  давал ежегодно … и промотался.

Судьба Евгения хранила: сперва ...за ним ходила, потом … её сменил; Евгений учился ….

Промотаться – обеднеть, разориться

-Почему свет решил, что «он умён и очень мил»?

В юности Евгений … по последней моде, одет как …. Он … мог изъясняться и …. Легко … танцевал.

Вывод: Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих.

-Что мы узнаём об образовании Онегина? («Онегин был по мненью многих учёный малый, но педант: …»).

-Прочитайте, каков был круг чтения Евгения? (Эпиграммы разбирал, помнил из Энеиды два стиха; не мог отличить ямб от хорея; читал Адама Смита).

-Каковы его интересы? (была наука страсти нежной).

Описание распорядка дня Евгения Онегина

-Из чего складывается  день главного героя? Проследим за «маршрутом» Онегина.

1. Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар.

                     Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху                  Брегет – карманные часы с боем

Онегин живёт  по часам, а не по своим желаниям.

2. «К Таlon помчался он…» (строфа 16).

                     Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий человек).

-В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет.

-Что ели дворяне в ресторане в те годы?

3. Онегин в театре.   Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)

-Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? (театр для Онегина лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Его больше интересуют интрижки с актрисами, чем сцена.  Для автора – волшебный край, вдохновление).

-Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его (строфа 21)

Кабинет Онегина

-Вспомните, как выглядит кабинет Онегина? (строфа 23-26)

(Перечисление украшающих кабинет Онегина вещей (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребенки, пилочки и т.д.), воссоздает типичную обстановку жизни молодого человека петербургского света).

-Опишите одежду Онегина.

4. Онегин на балу (строфы 27-28, 33-34) Выборочное чтение.

- Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?

-Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?

-Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? (Онегин – «непостоянный обожатель очаровательных актрис», а для автора они «мои богини». Любовь неведома Онегину, для автора это высокое чувство).

5. Возвращение домой. (Онегин возвращается домой уже поутру).

-Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? («Проснётся за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра, и  завтра то же, что вчера»).   Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга.

  -При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?

  Причины хандры Онегина (строфа 37-38. 43)

Хандра – скука, мрачное настроение

                     Праздная жизнь быстро утомляет.

-Каковы его черты? (Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты).

-Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? (Высший свет – общество  фальшивое).

-Каким образом он хотел избавиться от скуки? (Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой; пытался сделаться писателем, «но труд упорный ему был тошен»; уехал в деревню)

-Избавился ли он от скуки в дереве? (Он не способен видеть красоты природы).

-Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре? (Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями). 

Вывод по 1 главе: Герой не увлечен столичной жизнью. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям. Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Им овладела охота к перемене мест.

 

Домашнее задание:               Перечитать 2,3  главы романа "Евгений Онегин" 




 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

6а,в классы, русский язык

11 класс, русский язык