5а класс, литература
Тема: М.Ю. Лермонтов. Знакомство с творчеством поэта. Стихотворение "Бородино" - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
В тетрадях запишите тему урока.
Прочитайте на стр. 150 о Лермонтове, на стр. 151 - 154 стихотворение "Бородино". В сносках прочитайте значение непонятных слов.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Как мы знаем, Михаил Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье помещика Юрия Лермонтова – капитана в отставке.
Мама его рано умерла, и всё детство будущий поэт провёл в селе Тарханы с бабушкой Елизаветой Алексеевой Арсеньевой, женщиной очень образованной.
Лермонтов учился дома, и уже в детские годы он свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и играл в шахматы.
Бабушка во многом потакала внуку, а ребёнком он был шаловливым, и с очень непростым характером. Она же и поддерживала его литературные начинания.
И снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина.
Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности.
А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя.
В одном из донесений М. И. Кутузов писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать».
Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу.
Ираклий Андроников, один из ведущих исследователей творческого наследия Лермонтова, считал, что именно Столыпин был прототипом того самого «дяди» из стихотворения «Бородино».
Обратимся к самому произведению. Предположительно, замысел этого произведения возник у поэта ещё в 1832 -34 годах, когда в России проходили торжества в честь победы над Наполеоном.
В Санкт-Петербурге был установлен в честь этого события знаменитый «Александрийский столп», колонна, на вершине которой в виде ангела изображен царь Александр I.
В это время выходят мемуары Афанасия Столыпина. В 1837 году стихотворение публикует журнал «Современник».
Послушайте актерское чтение стихотворения "Бородино" https://yandex.ru/video/preview?text=слушаем актёрское чтение бородино&path=wizard&parent-reqid=1605...
Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу:
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?»
Образ «дяди», ветерана бородинского сражения, придаёт произведению эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение.
Лермонтов подчёркивает народное происхождение рассказчика его речью, с использованием просторечных слов и выражений: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке».
Образ безымянного полковника – «слуга царю, отец солдатам» – скорее всего, срисован Лермонтовым с князя Петра Багратиона, раненного на Бородинском поле.
В рассказе солдата прочитывается сожаление о нынешнем поколении. Надо сказать, что эта тема «потерянного поколения» красной нитью проходит через многие произведения поэта того времени.
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!»
Вспоминая грандиозное сражение, рассказчик говорит о себе, то в единственном, то во множественном числе:
«Забил заряд я в пушку туго»
или
«Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою».
Это связано с тем, что в какой-то момент рассказчик перестаёт отделять себя от народа-победителя.
Рассмотрим композиционное строение стихотворения. Оно имеет кольцевую композицию. Начинается рассказ солдата со слов:
«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»
И после впечатляющего рассказа о бородинской битве стихотворение заканчивается теми же словами.
Кульминация стихотворения – описание самой битвы. Лермонтов не скупится на выразительные средства для создания атмосферы баталии.
Сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени».
Олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».
Эпитеты: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».
И, разумеется, гипербола – именно благодаря этому выразительному средству показан масштаб сражения:
«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел».
Идея произведения, с одной стороны – в величии победы русского народа в ужасной войне и гордость за свою Родину.
А с другой, по выражению критика Белинского, – сожаление о «настоящем поколении, дремлющем в бездействии».
Д.з. 1.Научиться выразительно читать стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино".
2. Ответить на вопросы на стр. 155 в рубрике "Размышляем о прочитанном". На вопрос 9 ответить письменно. С РЕШЕБНИКА НЕ СПИСЫВАТЬ!!!! (Буду сверять!!!) Ответы отправлять на электронный адрес ARR-74@yandex.ru. НЕ РАНЕЕ вторника, 24.11.20.!!!
3. Опережающее задание - задание 8, стр. 155
Комментарии
Отправить комментарий