5а класс, литература


Тема: М.Ю. Лермонтов. Знакомство с творчеством поэта. Стихотворение "Бородино" - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. 

В тетрадях запишите тему урока. 

Прочитайте на стр. 150 о Лермонтове, на стр. 151 - 154 стихотворение "Бородино". В сносках прочитайте значение непонятных слов. 

 Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как мы знаем, Михаил Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье помещика Юрия Лермонтова – капитана в отставке.

Мама его рано умерла, и всё детство будущий поэт провёл в селе Тарханы с бабушкой Елизаветой Алексеевой Арсеньевой, женщиной очень образованной.

Лермонтов учился дома, и уже в детские годы он свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и играл в шахматы.

Бабушка во многом потакала внуку, а ребёнком он был шаловливым, и с очень непростым характером. Она же и поддерживала его литературные начинания.

И снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина.

Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности.

А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя.

В одном из донесений М. И. Кутузов писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать».

Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу.

Ираклий Андроников, один из ведущих исследователей творческого наследия Лермонтова, считал, что именно Столыпин был прототипом того самого «дяди» из стихотворения «Бородино».

Обратимся к самому произведению. Предположительно, замысел этого произведения возник у поэта ещё в 1832 -34 годах, когда в России проходили торжества в честь победы над Наполеоном.

В Санкт-Петербурге был установлен в честь этого события знаменитый «Александрийский столп», колонна, на вершине которой в виде ангела изображен царь Александр I.

В это время выходят мемуары Афанасия Столыпина. В 1837 году стихотворение публикует журнал «Современник».

Послушайте  актерское чтение стихотворения "Бородино"   https://yandex.ru/video/preview?text=слушаем актёрское чтение бородино&path=wizard&parent-reqid=1605...

Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?»

Образ «дяди», ветерана бородинского сражения, придаёт произведению эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение.

Лермонтов подчёркивает народное происхождение рассказчика его речью, с использованием просторечных слов и выражений: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке».

Образ безымянного полковника – «слуга царю, отец солдатам» – скорее всего, срисован Лермонтовым с князя Петра Багратиона, раненного на Бородинском поле.

В рассказе солдата прочитывается сожаление о нынешнем поколении. Надо сказать, что эта тема «потерянного поколения» красной нитью проходит через многие произведения поэта того времени.

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!»

Вспоминая грандиозное сражение, рассказчик говорит о себе, то в единственном, то во множественном числе:

«Забил заряд я в пушку туго»

или

«Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою».

Это связано с тем, что в какой-то момент рассказчик перестаёт отделять себя от народа-победителя.

Рассмотрим композиционное строение стихотворения. Оно имеет кольцевую композицию. Начинается рассказ солдата со слов:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!»

И после впечатляющего рассказа о бородинской битве стихотворение заканчивается теми же словами.

Кульминация стихотворения – описание самой битвы. Лермонтов не скупится на выразительные средства для создания атмосферы баталии.

Сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени».

Олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Эпитеты: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

И, разумеется, гипербола – именно благодаря этому выразительному средству показан масштаб сражения:

«Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел».

Идея произведения, с одной стороны – в величии победы русского народа в ужасной войне и гордость за свою Родину.

А с другой, по выражению критика Белинского, – сожаление о «настоящем поколении, дремлющем в бездействии».

Д.з. 1.Научиться выразительно читать стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино". 

2. Ответить на вопросы на стр. 155 в рубрике "Размышляем о прочитанном". На вопрос 9 ответить письменно. С РЕШЕБНИКА НЕ СПИСЫВАТЬ!!!! (Буду сверять!!!) Ответы отправлять на электронный адрес ARR-74@yandex.ruНЕ РАНЕЕ вторника, 24.11.20.!!!

3. Опережающее задание - задание 8, стр. 155





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

10 класс, родной язык

11 класс, русский язык

9б класс, литература